В наши дни мало кто использует приевшееся понятие Web 2.0 (Интернет 2). Некоторые уже похоронили этот термин, некоторые никогда о нем не слышали, и многие спрашивают, что же значит это таинственное Web 2.0?! Однако, так называемый «Сделай-сам»-Интернет снова завоевывает аудиторию, объединяя предпринимателей и клиентов в невиданных доселе масштабах. В конце апреля Сан-Франциско стал центром Интернет-мира: здесь проходила выставка Web 2.0 Expo, в которой приняли участие более 1.500 компаний. Именно основатель и духовный отец Интернет-ярмарки, Тим О’Рэйлли (Tim O’Reilly), придумал понятие Web 2.0, и обозначил им Веб, создаваемый исключительно пользователями. На Web 2.0 Expo эксперты старт-апов, Интернет-гигантов и исследовательских компаний рассуждали об актуальных проектах в рамках Web 2.0. Кто сказал, что, по мнению ведущих инновационных компаний Силиконовой долины, пришел конец Web 2.0? Выставка в Сан-Франциско доказала обратное Если верить Тиму О’Рэйлли, Web 2.0 появился с созданием механизма размещения страниц в Google по релевантности, в котором каждый клик означает один голос и, таким образом, определяет ранг веб-сайта при поиске в Google - чем больше кликов, тем выше строчка. Уже здесь присутствует, хоть и косвенное, участие пользователей, ставшее фундаментом для Web 2.0. Пользователи тратят огромное количество времени на просмотр информации в Интернете. Клэй Ширки (Clay Shirky), Интернет-гуру и профессор Нью-Йоркского университета, выяснил, что, если бы они не только потребляли сетевые медиа, но и активно, продуктивно и креативно участвовали в их создании, то смогли бы превратиться в огромную информационную силу. Некоторые новейшие старт-апы и проекты, представленные на Web 2.0 Expo, направляют свои усилия именно в этом ключе. «Интернет 2» завоевывает новые сферы Внедрение Web 2.0 в сфере финансов стало главной темой Web 2.0 Expo. Здесь были представлены такие приложения как Wesabe - сайт, с помощью которого можно детально следить за частными расходами. Комбинация индивидуальных данных позволяет при использовании современных аналитических механизмов получать выводы о коллективном поведении потребителей. Эти данные затем можно использовать, например, для оптимизации собственных решений о покупке. Другой представитель инновационного подхода к сектору финансовых услуг - Prosper (Проспер). Молодое предприятие делает успешный бизнес, даже несмотря на кредитный кризис в США. Prosper выступает посредником при размещении частных кредитов, процентные ставки по которым устанавливаются в ходе Интернет-аукционов. Собственный капитал компании составляет 40 миллионов долларов, но с ее помощью уже были выданы кредиты на 135 миллионов; а членами сообщества Prosper сегодня являются уже 670.000 человек. Другой важный аспект в отношении Web 2.0 может быть описан фразой «Сеть - это компьютер» и связан с идеей ambient computing («обволакивающая вычислительная техника»). Значение здесь имеет лишь то, что находится в Сети и доступно онлайн, а принципиальные факторы успеха - это совместимость различных форм доступа к Сети и открытость данных, так чтобы их можно было считать не только через ПК. Ведь в будущем Интернет будет повсюду, а не только на компьютерах. Говоря о непривычном доступе к Интернету, стоит упомянуть сеть Quake Catcher Network, созданную в американском Стэндфордском университете. Сегодня многие ноутбуки имеют сенсоры движения, и в соединении этих сенсоров и их коллективном использовании специалисты Стэндфорда видят возможность точно предсказывать землетрясения. Схожим образом проект DASH пытается при помощи навигационных приборов и коллективного использования динамических данных пользователей предсказывать пробки и информировать о них своих клиентов. Web 2.0 превращается в предприятие 2.0 Большое и некошенное поле представляет собой Enterprise 2.0: этот термин обозначает перенос парадигм Web 2.0 в коммерческую сферу. В Сан-Франциско были продемонстрированы первые варианты коммерческого использования Web 2.0, суть которых сводится к успешному объединению предприятий и клиентов. К примеру, сообщество MarketTools помогает продовольственному концерну Del Monte Foods лучше узнать потребности клиентов и, соответственно, лучше реагировать на них. Теперь компания может развивать продукты завтрашнего дня совместно со своими покупателями. Непременным условием для этого является основанное на взаимном доверии использование веб-поля, где компания опрашивает клиентов, а те, в свою очередь, охотно комментируют свое потребительское поведение. По заявлениям Del Monte, результаты такой работы по качеству намного превосходят эффект от опроса фокус-групп. Похожим образом компания Procter & Gamble пытается использовать ресурс Beinggirl, чтобы завоевать симпатии взрослеющих девушек, сделав их своими клиентами. В сравнении с классическими рекламными и коммуникативными мероприятиями итоги этого проекта оцениваются очень высоко. В США проект достиг такого успеха, что был запущен еще в 22 странах мира. Общая тенденция, таким образом, такова, что всё больше людей для своих нужд используют современные технологии самостоятельно, а не обращаются в соответствующие компании. И чтобы успешно реагировать на это развитие, предприятиям необходимо активизироваться в этой новой сфере самопомощи, иначе они лишатся своей клиентуры. Международная компания по исследованию рынка Forrester Research опросила 236 фирм с общим штатом 200.000 сотрудников и выяснила, что около 51% из этих компаний планирует в 2008 году запустить проекты, связанные с Web 2.0. Хорошее средство для доброй цели Web 2.0 имеет большое значение и для активного гражданского общества, особенно там, где государство и его структуры не обслуживают потребности населения надлежащим образом. Так, профессор одного из бразильских университетов вместе с тысячами других пользователей наносит на карту Google Map совершенные в стране преступления и публикует их на специализированном сайте. Это помогает людям избегать опасных районов. В рамках другого проекта амазонские индейцы работают с Google Earth, чтобы быстрее обнаруживать нелегальные вырубки и сообщать о них. Итог сегодняшнего развития Web 2.0 для нашей страны неутешителен: Россия ковыляет далеко позади современных тенденций. Предприятия еще не распознали возможностей и шансов, которые дает Web 2.0. Боясь, что всё пойдет не так, мы забываем, что может получиться, если всё пойдет как надо.
Илья Яковлев штат Salon.Su |