Глобальные концерны, американцы или всё-таки пользователи??? Есть даже мнение, что Интернет - это технология, с помощью которой правительство и бизнес пронизывают и управляют нашей жизнью. Так чей же он, бескрайний Интернет? На что влияют его хозяева? Прежде всего, Интернет - это огромное количество медных и оптиковолоконных кабелей, которые принадлежат исключительно телекоммуникационным компаниям. Однако, эти фирмы не могут распоряжаться километрами проводов по собственному усмотрению, так как телекоммуникационные сети подлежат контролю со стороны государственных структур. Зато именно владельцы кабелей решают, кого к этой сети подключить, а кого нет. К примеру, в деревни телекоммуникационные сети протягивают редко, потому что это обходится слишком дорого: нужно провести несколько километров проводов, чтобы получить десяток клиентов. Так что здесь вряд ли что-то скоро изменится. Далее, телекоммуникационные компании определяют, каким будет качество Интернет-связи. Здесь сетевым фирмам предоставляются огромные возможности для манипуляций. К примеру, если музыкальная индустрия и индустрия кино страдают от нелегального скачивания, сетевые операторы могут им помочь, до предела снизив скорость передачи данных с некоторых серверов, известных распространением пиратских музыки и фильмов. Но до этого доходит редко. А вот другие манипуляции со скоростью передачи ведутся. К примеру, многие замечали, что скачать данные или музыку с сервера можно гораздо быстрее, чем закачать на него. В этом выражается новая концепция сетевых компаний: миллионы тех, кто потребляет (то есть скачивает), и ограниченное число тех, кто предлагает (то есть закачивает в Сеть). Тот факт, что разница в скорости скачивания и закачивания - не природная данность, а дело рук сетевых концернов, доказывает опыт небольших сетевых операторов, которые, следуя принципу «Интернет принадлежит тем, кто им пользуется», стремятся давать каждому клиенту максимально качественный доступ в Сеть. Телекоммуникационные сети находятся в руках крупных концернов, однако они не влияют на основные протоколы Веба, непременное условие любой онлайн-коммуникации. Но кто влияет? Вопрос о том, кто определяет, какому сайту принадлежит какой адрес, ведёт к оживлённым спорам. Формально всё решает управляющая Интернетом организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, Интернет-корпорация по присвоенным именам и номерам) при помощи важнейших доменов верхнего уровня (Top Level Domains, TLD), таких как .com или .org. Эта же организация вводит новые домены, как например .ag для акционерных обществ. В соответствии с калифорнийскими законами, ICANN является негосударственной, то есть частной компанией. Но и она не независима: многие страны направляют к ICANN своих наблюдателей, да и в спорных вопросах последнее слово остаётся за министерством торговли США. С телекоммуникационными сетями и управлением веб-адресами обычный пользователь сталкивается редко. Зато ему приходится иметь дело с поставщиками услуг в Интернете, которые обещают исполнить желания клиента во всём: в комфорте, связи, информации, новинках, знаниях и развлечениях. На сцену выходят концерны-гиганты. Производители ПО поставляют браузеры, почтовые программы, текстовые и табличные редакторы. Поисковые системы дают ответ на практически любой вопрос. Социальные сети предоставляют возможность найти друзей. Интернет-магазины продают и покупают. Все эти компании посредством Интернета связаны со многими людьми, становясь частью их повседневной жизни. И именно эти компании всё больше определяют правила игры: в Интернете можно и нужно делать не то, что говорит демократический закон, а то, что записано в контракте на поставку услуг и программного обеспечения или пользовательского Соглашения. Тот факт, что частные предприятия определяют рамки прав и свобод, подтверждается, к примеру, так называемыми социальными сетями. Когда вы пытаетесь зарегистрировать свою страницу, вам приходится согласиться с тем, что ваши личные данные в той или иной форме будут находиться в широком доступе. При этом такие условия часто находятся в противоречии с национальными законами о защите данных. Поскольку большая часть сетевых нововведений приходит из США, в нашу жизнь просачиваются и заокеанские правила. К примеру, в Европе одним из важнейших правил обработки данных является следующее: данные, которые больше не требуются, должны быть удалены. В США эта норма не является обязательной. Хотя министерство торговли осуществляет здесь надзор за Интернетом, оно вмешивается, только если концерны нарушают договорённости. А вот если пользователь сам поставил галочку в поле «Я принимаю условия Соглашения», министерство остаётся в стороне, что бы там ни было. Никто не хочет оставаться без личной страницы в Интернете, без электронного ящика и без любимого поисковика, но и раскрывать данные о себе пожелает не каждый Многие пользователи лелеют представление, что Интернет никем не контролируется. И действительно, попытки сконцентрировать влияние в одних руках сталкиваются с упорным сопротивлением. Например, монополия Microsoft была разрушена после того, как был выпущен Linux - свободное программное обеспечение. И теперь многие учреждения, к примеру, Европейская комиссия, работают на программах, созданных независимыми разработчиками. Даже гигантские сетевые операторы не могут быть уверенными в устойчивости своих позиций, потому что в последнее время стали появляться многочисленные небольшие телекоммуникационные компании, которые протягивают провода в отдельных городах или местностях и предоставляют гораздо более качественные и доступные Интернет-услуги, чем их огромные конкуренты.
Илья Яковлев штат Salon.Su |