Любви, здоровья и успеха нельзя добиться силой. Но японцы знают множество способов поднять свои шансы в борьбе за счастье. Кумирни и храмы Киото служат тому примером: здесь пьют за здоровье и молятся об успехе. А для любви есть совершенно особый способ. Тот, кто ищет любви, должен закрыть глаза. Следуя этому правилу туристы и верующие японцы приезжают в кумирню Дзисю-дзиндзя к востоку от Киото и носятся здесь от метки к метке, словно это слалом. Дело в том, что эта кумирня посвящена Окунинуши-но-Микото, богу любви и брака. Этот бог вызывает своих почитателей пройти простую проверку: нужно с закрытыми глазами пробежать от одного «камня любви» до второго, и тот, кто сможет это сделать, найдёт истинную любовь.
Правда, как и в настоящей жизни, даже на нескольких метрах, отделяющих один камень от другого, можно сойти с верного пути. Но бог милосерден и разрешает ищущим любви использовать поводырей, правда, с оговоркой, что и в жизни им придётся в своих поисках настоящей любви пользоваться посторонней помощью. В Киото находятся больше тысячи кумирен и храмов, одни из которых скрыты в небольших улочках, а другие значатся в списке важнейших достопримечательностей древней столицы. Верующие приходят сюда за советом, утешением, поддержкой и просветлением, а туристов привлекают великолепные здания и шанс получить немного удачи, а может быть и любви, мудрости, счастья, здоровья и радужных перспектив на будущее. А ведь этот шанс не менее надёжен, чем предсказания гадалки. Главное, чтобы бог был доволен Приехав в японские святилища, всегда следует помнить: в кумирнях молятся синтоисты, а в храмах буддисты, причем часто это одни и те же люди: в Японии синтоисты составляют 90% населения, а буддисты - 85%. Дело в том, что синтоизм был исконной японской религией, но затем из Кореи в страну проник буддизм, который стал быстро распространяться. И когда в японской семье рождается ребёнок, он проходит своего рода крещение, посвящение в синтоизм, а когда японцы умирают, их хоронят по буддистскому обряду. При всём этом многие японцы женятся в христианских церквях: к этому они привыкли по фильмам, кроме того, христианское венчание кажется японцам очень красочным и жизнеутверждающим. Насколько прагматично японцы следуют правилам нескольких религий, настолько же практично они обращаются и со своими традиционными богами, которых в одном только синтоизме насчитывается около восьми миллионов. Здесь считают, что главное - поддерживать бога в хорошем настроении, например, жертвуя деньги, чтобы священник сыграл божеству музыку.
Можно также накупить дешёвых пёстрых талисманов, как, например, в кумирне Дзисю-дзиндзя, где «найти любовь» стоит 350 йен (около 80 рублей). На первый взгляд цена невысокая, и для туриста, однажды побывавшего в этой кумирне, так оно и есть, но по-другому обстоит дело у японца, занятого планированием семьи: сохранить любовь, закрепить любовь через брак, счастливый брак, плодородный брак, здоровье первого ребёнка, здоровье второго, успех в школе, а когда-нибудь потом - найти любовь, уже для сына. Но потом дети вырастают и уже сами могут позаботиться о себе, придя в святилище. Окончив школу, они идут в кумирню Китано-Тенмагу. Прежде чем распускаются первые почки вишни, здесь между древних стен зацветают сливы, любимые цветы Митидзанэ Сугавара, чья душа стала богом и живёт здесь. Когда-то он был учёным и министром, но затем был оклеветан, бежал и умер в изгнании. Но его душа, свирепствуя, вернулась в Киото и бушевала здесь до тех пор, пока для неё не была воздвигнута кумирня. Теперь сюда приходят целыми классами японские школьники или выпускники, чтобы помолиться и попросить помощи: Митидзанэ Сугавара стал покровителем успеха во время контрольных и домашних работ и экзаменов. Набор возможностей привлечь к себе внимание бога в кумирне гораздо больше, чем в христианском храме, где можно лишь помолиться, приложиться к святыне и поставить свечку. В синтоистском святилище главное правило состоит в том, чтобы бог тебя услышал. Поэтому здесь жертвуют, со звоном бросая монеты в огромный ящик перед кумирней, громко звонят в колокол или во время молитвы с шумом хлопают в ладоши. Киото - японский Петербург История министра, ставшего богом, присуща этому городу. Киото - это японский Петербург. В 794 году этот город стал японской столицей и сохранял за собой эту привилегию с перерывами вплоть до 19 века, когда столицей стал Токио. Но и сегодня многие здания напоминают о том, каким важным когда-то был Киото: прежде всего, это семнадцать мест, включённых в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Из этих семнадцати мест шестнадцать являются храмами или кумирнями, как, например, храм То-дзи, который когда-то был построен для защиты города, а теперь 21-го числа каждого месяца становится местом обустройства блошиного рынка, на котором торгуют произведениями ремесленного искусства, антиквариатом и древностями. Другим примером может служить храм Биодо-ин, якобы представляющий собой копию райского дома Будды.
Единственным некультовым местом в этом списке из семнадцати объектов является замок Нидзо, но и он связан с вопросом веры, а если быть более точным, с её отсутствием: с тем, что заказчик замка, сёгун из могущественного рода Токугава, не верил никому. Замок был построен в 1603 году как резиденция сёгуна, и тотальная недоверчивость хозяина замка сказалась на его облике. Нидзо был обнесён мощной стеной и двойным рвом с водой, но самым поразительным здесь является особая конструкция одного из залов, где для строительства пола были применены гвозди. «Соловьиные полы» - сигнализация сёгунов Большая часть несущих перекрытий здания соединены друг с другом поперечными балками, так чтобы во время землетрясения они упирались друг в друга. Но перекрытия пола были сооружены по-особенному: каждая планка пола снабжена металлическими скрепами, которые, в свою очередь, вплотную подогнаны к гвоздям. Если кто-то наступает на пол, прикреплённые к нему металлические скобы начинают тереться о гвозди, издавая негромкий визжащий звук, напоминающий пение соловья. Эти «соловьиные полы» исполняли роль сигнализации, предупреждая подозрительного сёгуна, что в его дворце гости. 
Чтобы обезопасить себя ещё больше, сёгун позволял находиться в своих покоях исключительно беззащитным женщинам-служанкам. Но он делал так не только из соображений безопасности: все служанки были обязаны по очереди подавать сёгуну чашку чая после еды, и та, от которой он принимал напиток, должна была провести с ним ночь. Храм Кинкакудзи - ещё один объект из списка мирового культурного наследия, а кроме того, наиболее частый мотив на почтовых открытках с видами Киото. Это небольшой храм, зато его верхние этажи полностью покрыты сусальным золотом. Кинкакудзи дарит невероятные впечатления, особенно при ясном небе, когда золотой храм отражается в воде окружающего его озера. В храмовом саду напоминает о себе, может быть, забытое за время посещения святыни сплетение религии и коммерции: здесь повсюду расставлены маленькие чашки. Тот, кто с отгороженной тропинки попадёт монетой в одну из чашек, может обоснованно надеяться на счастливое будущее. Взгляд в будущее по лакомой цене Менее меткие могут найти утешение в более крупных храмах и кумирнях: там можно намного проще узнать своё будущее. За 100 йен (чуть больше 20 рублей) автомат выплюнет вам в руки листок пергамента, где по-английски и по-японски будет написано предсказание вашей судьбы. К примеру, там может значиться «Вы как тростник, который сгибается под тяжестью снега, но скоро придёт оттепель, и всё изменится к лучшему. Поэтому не торопитесь с важными решениями, подождите, пока потеплеет».
В нескольких шагах от пророчащих автоматов натянуты верёвки, к которым проходящие мимо привязывают листки со своими предсказаниями, чтобы те сбылись. А если пророчество вас не устраивает, к примеру, некогда ждать оттепели, можно бросить в автомат ещё 100 йен и получить новый вариант развития событий. Недалеко от кумирни с «камнями любви» стоит храм Кийомидзу-дера. В его саду находится водопад с целительными водами. Европейцам этот водопад напоминает о детстве, когда некоторые родители полагали, что контакт с больными корью повысит иммунитет их ребёнка, и устраивали целые «коревые вечеринки»: в Кийомидзу-дера целебную воду пьют из одних и тех же трёх-четырёх стаканчиков. Прыжок с 13 метров, чтобы понравиться богам Храм Кийомидзу-дера замечателен, прежде всего, в смысле архитектоники: здание стоит на склоне горы, а его балкон поддерживают 13-метровые колонны. Туристы используют этот балкон, чтобы фотографировать виды Киото, а раньше люди бросались с него, чтобы за свою смелость получить награду от богов. Может быть, большинство из этих людей выживало благодаря богине милости Каннон Бодхисаттва, а может быть, благодаря растущим внизу кустарникам и деревьям, которые смягчали падение. 
Как бы то ни было, сегодня японцы, чтобы описать событие, связанное с большим риском, говорят «Я спрыгнул с балкона Кийомидзу». К примеру, эту присказку добавляют к таким предложениям, как «Я вложил все свои деньги, чтобы открыть собственный бизнес», «Я попросил у своего начальника повышения» или «Я собрался с духом и спросил, не потанцует ли она со мной». Конечно, и так можно найти свою любовь, с открытыми, а не закрытыми глазами.
Илья Яковлев штат Salon.Su |