Весной этого года стало ясно, что рынок электронных устройств для чтения уже в ближайшее время превзойдёт классический рынок бумажных книг. В середине июля лидер мировой Интернет-торговли Amazon заявил, что продажи электронных версий книг впервые и весьма существенно превысили объём продаж бумажных изделий. По итогам 2009 года продажи электронных книг (ридеров) в США подскочили на 176,6%. И это, как утверждают аналитики, только начало. До свидания, прелестное шуршание!С апреля нынешнего года на 100 проданных через Amazon бумажных книг в среднем приходилось уже 143 электронные. На сегодня это соотношение увеличилось ещё больше - 180 к 100. По статистике, 20% американских читателей вообще прекратили покупать классические книги и перешли на электронные. В результате, продажи ридеров на американском континенте подскочили более чем на 176%. Удивительно, но буквально год-два назад, никто, даже на западе, особого внимания на ридеры не обращал Объём продаж контента для электронных книг пока составляет порядка 10% от общего оборота американских издательств. Правда, в данном случае, в расчёт берётся исключительно платная электронная литература, сколько же книг скачивается бесплатно - об этом статистика умалчивает. В России, не смотря на приверженность большинства читателей к классическим бумажным книгам, рынок ридеров также растёт семимильными шагами. По отзывам и оценкам специалистов, в прошлом году в России было продано порядка 189.000 «электронных читалок» всех категорий. Прогноз на 2010-тый - 440–470 тыс. штук. В пятилетней перспективе ожидаются продажи уже в пределах 4 млн. устройств. Первопроходцем на ниве «электронных читалок» стали компании NuvoMedia (НувоМедиа) и Softbook Press (Софтбук Пресс), выпустившие в 1998 году аппарат с монохромным LCD-экраном. Однако широкого распространения подобные устройства не получили. В 2007-ом на рынке господствовали достаточно тяжеловесные и дорогие устройства с экранами на основе ЖК-технологий, но в продаже уже начали появляться ридеры с e-Ink-экранами (технология электронной бумаги). Именно тогда перспективы рынка ридеров оценили такие гиганты, как Sony и Amazon. На сегодня существует уже более 20 торговых марок электронных читалок. Среди лидеров в России числятся: украинская PocketBook - 33%, далее следуют: Sony (22%), LBook (10%), «Азбука» (8%), ORSiO (6%), iRiver и Fmazon - по 4%. В 2009-ом наиболее популярными стали модели с 6-дюйм экраном, разрешением 800x600, с 512 Мбайт памяти. Средняя цена устройств за прошлый год, по оценкам снизилась с 14,2 до 10,7 тыс. руб. Преимущества и недостатки ридеровРидеры и до сих пор выпускают с различными типами дисплеев: ЖК, LCD или на базе электронной бумаги (E-Ink). Именно последняя технология является на сегодня наиболее востребованной. E-Ink - это некая имитация обычных чернил. В данном случае изображение получается, как бы в отраженном свете, как на обычной бумаге. Поэтому принцип E-Ink в меньшей степени воздействует на зрение, нежели ЖК или LCD. К несомненным преимуществам электронных книг перед обычными бумажными можно отнести: небольшие размеры (в среднем 12*18*0,8 см) и скромный вес (150-200 гр.), иногда меньше обычной книги; способность долго работать без подзарядки (до 10.000 стр.); возможность менять шрифт под своё зрение; свободное «путешествие» по тексту (поиск по тексту, переходы по гиперссылкам) и большая яркость и разнообразие иллюстраций; дополнительные возможности (анимированные картинки, мультимедийные клипы, аудио сопровождение текста); самое главное, в ридер можно закачать тысячи книг, да и деревьям спокойнее.
Однако в данных изделиях существует и ряд недостатков, свойственных не всем, но значительной части ридеров: длительность прорисовки страниц для ридеров 2008-2009 годов с технологией E-Ink; проблемы с русификацией для моделей, официально в Россию не поставляющихся (Sony и Amazon); ограниченная функциональность, по сравнению с КПК, смартфонами и, тем более, планшетными ПК; большая хрупкость по сравнению с книгами; пока значительно более высокая стоимость по сравнению с обычной литературой.
Ридеры продаж Сравнительный анализ различных моделей ридеров привёл к следующим результатам. Если исходить из показателей цена/качество, то лучше брать iRiver Story EB02. При цене заметно ниже 10.000 рублей, модель с диагональю 6 дюймов (15 см) обладает встроенной памятью в 2 Гб и поддерживает все без исключения форматы (от TXT до MP3 и JPEG). Кроме того, iRiver способен работать в автономном режиме до 9.000 страниц. Правда рекомендуемый «аппарат» имеет один весьма скромный недостаток - вес, чуть выше среднего по рынку - 284 гр. Среди наиболее дешёвых моделей, в пределах 7.000 рублей, стоит отметить, прежде всего, Explay TXT.Book.B63. Те же 6 дюймов в размере, но уже всего 1 Гб памяти. Модель поддерживает не все форматы, лишь самые популярные. Explay TXT.Book.B63 способен «перелистать» без подзарядки 4.500 листов. Если же основываться на рейтингах и отзывах в сети, то первенство здесь занимают следующие модели: - в рознице - модели L-book V5 за 9.490 руб., Explay TXT Book B64 за 7.990 руб. и PocketBook 360 за 9.990 руб.; - в интернет-магазинах - PocketBook 301 и 360 за 10.500 и 9.990 рублей соответственно, Sony PRS 600 (232-282$). Перспективы развития электронных книгТочкой отсчёта для американцев стала цена в 149$, когда электронные книги начали разбирать, как горячие пирожки. Для России, по мнению экспертов, эта точка находится в пределах 120$. Хотя с учётом объема нашего бесплатного контента и 149$ уже подходяще. Учитывая среднюю стоимость обычной книги в 200-250 руб., у заядлого любителя литературы электронная читалка окупится уже в первый год. Специалисты прогнозируют, что уже к 2015 году 50% читателей в США и Великобритании будут пользоваться исключительно электронными ридерами. Единственным ограничителем для электронных читалок могут стать планшетники, которые "впитают" в себя все функции ридера и при этом станут абсолютно доступными по цене. С другой стороны, обычные "стеклянные" читалки может убрать с рынка "электронная бумага". В начале этого года компания LG уже продемонстрировала прототип гибкого дисплея размером в 19″ (аналог формата А3). Другая компания Plastic Logic (Пластик Лоджик), в свою очередь, объявила, что уже в этом году выпустит сигнальный экземпляр гибкой электронной книги формата А4 с пластиковым экраном. Так что, ничто не вечно под луной, особенно, в мире высоких технологий. Дмитрий Черный Салон.Су |