В 80-х годах прошлого столетия французский модельер Ив Сен Лоран (Yves Saint Laurent) продемонстрировал мастер-класс по умению создавать ажиотаж вокруг своей продукции. Он откинул все нормы пуританства и лично обнажился для рекламных снимков мужского аромата «Pour Hommes». Смелая выходка была не просто принята обществом на ура, но и принесла баснословные прибыли - рейтинги продаж парфюма били все мыслимые рекорды. С тех пор желание эпатажа, а вместе с ним и стремление к финансовому успеху, нещадно эксплуатируются модными домами. Создатели рекламных образов балансируют на грани общественной морали, а зачастую и откровенно пренебрегают ею, выдавая продукт своего производства за объект вожделения и даже животной страсти. За подобные провокационные сюжеты западная пресса наделила данный вид искусства термином «шоковая реклама». Впрочем, как бы ни назывались подобные стильные безумства, не заметить их просто невозможно. Эффектная похоть от «D&G»Доменико Дольче (Domenico Dolce) и Стефано Габбана (Stefano Gabbana), основатели марки «D&G», подошли к концепции рекламной кампании коллекции весна-лето 2007 года со свойственным им итальянским темпераментом. Яркие постеры запечатлели девушку, которую прижимает к земле полуодетый молодой человек. За этим наблюдают ещё четверо мужчин, расположившихся поблизости. Эффектная похоть была интерпретирована общественностью едва ли не как сцена насилия, а потому вызвала протесты сначала в Испании, а затем и в Италии. Итальянский комитет по контролю за рекламой заявил, что женщина на плакате изображена в унижающем её достоинство виде. К протестующей стороне присоединились итальянские сенаторы и Всеобщая итальянская конфедерация труда. Заклеймённые со всех стороны, Дольче и Габбана пытались оправдаться тем, что данные фотографии лишь свободное художественное выражение. Более того, модельеры отметили, что если следовать законам морали, навязываемым им государственными органами, то, перво-наперво, следует закрыть Лувр, художественная сокровищница которого хранит в себе немало откровенных сюжетов. Как бы то ни было, а эпатажная реклама «D&G» не только увеличила число упоминаний о бренде в прессе, но и значительно повысила продажи, к чему итальянские провокаторы и стремились. Сексуальная самоирония «Chevignon»Одновременно с «D&G», в том же 2007 году, к теме страстей, принимающих животных характер, обращается и французская марка «Chevignon» (Шевиньон). Сексуальность, возведённая в абсолют, и гротескная откровенность переплетаются с самоиронией, а потому не выглядят вульгарно. Рекламные образы выполнены в традиционной для «Chevignon» чёрно-белой гамме. Их новый провокационный и яркий стиль демонстрирует эволюцию бренда к более молодой и агрессивной аудитории. Смелые позы моделей «Chevignon» позволяют демонстрировать одежду для уверенных в себе, независимых людей, которые отлично знают, что хотят получить от жизни. «Bvlgari» прикрыл Джулианну Мур сумочкойИстину о том, что секс продаётся, подтверждает и итальянский бренд «Bvlgari» (Булгари). Прошлым летом марка выпустила рекламные снимки с американской актрисой Джулианной Мур (Julianne Moore) в главной роли, на которых четырёхкратная номинантка на премию «Оскар» запечатлена обнажённой. Телесную откровенность кинозвезды прикрывает лишь сумочка «Bvlgari» и пара новорождённых львят. Несмотря на то, что рекламные съёмки проходили в венецианском Дворце дожей (Doge’s Palace) мэр города Джорджо Орсони (Giorgio Orsoni) счёл фотографии слишком непристойными и запретил к уличному размещению. Более того, глава Венеции подверг резкой критике городской совет, выдавший разрешение на публикацию подобной рекламы. Однако местные власти объяснили, что средства от её размещения являются значительным доходом для Венеции. «Diesel» зарабатывает на страхах«Шоковая реклама» эксплуатирует не только темы секса, но камня на камне не оставляет от пороков общества. Так, итальянская марка «Diesel» (Дизель) не упускает возможности «пройтись» по нравственным недостаткам современности. Реклама, запечатлевшая манекенщика с пистолетом, намекает на общедоступность оружия в США. Снимки с нестареющими вечно праздными людьми подкрепляются ироничными рецептами вечной молодости: «Не смейтесь», «Не работайте», «Не занимайтесь сексом», «Пейте мочу», «Избегайте солнца», «Спите», «Дышите кислородом». «Diesel» - одна из немногих компаний, которая умудряется заработать на страхах потребителей. Задурманившее умы соцуима глобальное потепление интерпретировано в рекламе путём неоднозначных мизансцен. На одних снимках модели отдыхают в парижском парке на фоне тропической растительности; на других - вытряхивают песок из обуви на Великой Китайской стене, почти поглощённой пустыней; на третьих - сидят на крыше небоскрёба с видом на затопленный океаном Нью-Йорк Беспринципные игры «Armani»Балансируя на грани дозволенности, «шоковая реклама» вовлекла в свою беспринципную игру едва ли не все слои населения, распространившись, в том числе, и на несовершеннолетних. В рекламной кампании детской линии одежды итальянской марки «Armani» (Армани) изображены пятилетние азиатские девочки. На обеих яркий слой макияжа, а одна из них вообще красуется на плакате в бикини. Именно по этим причинам испанский Институт защиты детей (Defensor del Menor) потребовал, чтобы снимки были исключены из рекламной кампании. Его представители утверждают, что данное изображение является сексуальной провокацией. А одна из общественных организаций, выступающих в защиту прав детей в Испании, вообще заявила, что рекламные снимки «Armani» пропагандируют «секс-туризм». Кто не в Prada, тот...Ещё один пример эпатажа и провокации высокой моды с привлечением детей - рекламная кампания «Скоро в школу», стартовавшая в 2007 году в знаковом для Москвы ТЦ «ЦУМ». Ко Дню знаний витрины магазина были оформлены в виде серии зарисовок о девочке-первокласснице, которая, несмотря на юный возраст, за словом в карман не лезет. Надписи на рекламных плакатах от её лица провозглашают: «Кто не в Prada (Прада), тот лох!», «Все люди как люди, а я в Burbbery (Бёрберри)», «Хочу быть богатой, знаменитой, ездить на Bentley (Бентли), одеваться только в ЦУМе». На торговый центр обрушился шквал возмущений со стороны потребителей, оскорблённых этой рекламой. Негодующие требовали заклеить наиболее острые высказывания. Руководство ЦУМа вняло требованиям, и некоторые слова были заретушированы, что, впрочем, не ослабило интерес к данной акции, в том числе и представителей Федеральной антимонопольной службы России, оштрафовавшей ЦУМ на 400.000 рублей. Соня Литвинова
Салон.Су (Салон.РФ) |