Если детали костюмов, музыка, танцы и блюда свадебного стола несколько отличаются друг от друга в различных районах Магриба, то основные свадебные и предсвадебные ритуалы, такие, как помолвка и обручение, достаточно одинаковы. И здесь свадебные салоны и салоны красоты не собираются терять свою актуальность. Свадебная церемония Магриба1 своими корнями уходит в традиции бракосочетания, принятые ещё во времена господства Великой Персидской Империи. Ритуалы персидской свадьбы, в свою очередь, заимствованы из античных зороастрических традиций. Зороастризм был религией персов до вторжения ислама в страну – примерно 1000 лет до нашей эры. Зороастрийцы верили в единого мудрого создателя. Всевышний носил имя «Ахура Мазда», также известный под именем Ормузд. Его религиозную философию можно свести к основному постулату: «красивые мысли, красивые слова, красивые дела». Сегодня свадебный обряд (как социальный акт) в Магрибе вызывает чувства противоречивые и отличается от античных представлений, возможно потому, что частично он был насаждён исламом, частично – традициями европейских стран, и при этом некоторые ритуалы остались прежними – зороастрического происхождеия. Стоит отметить, что в античной культуре зороастрийцев свадьба – это самая важная церемония в жизни, но современные восточные молодожёны не столь трепетно относятся к бракосочетанию, как их предки. Тем не менее, свадебная традиция, изначально принятая в Магрибе, не может не восхищать своей красотой и самобытностью, поэтому нельзя не уделить ей внимание. Красота невесты Забота о красоте невесты и подготовка её к свадьбе – основа Магрибской свадебной традиции. Эта церемония имеет 2 основные цели: подготовка девушки к первой брачной ночи и посвящение её в секреты семейной жизни, ведь она должна стать настоящей хранительницей очага. Ритуал подготовки невесты к замужеству выражается во многих символах и проводится исключительно между женщинами, в интимной обстановке. Фундаментальный этап этого ритуала – омовение в хаммаме (восточной бане). Омовение в хаммаме В Магрибе существует обычай очень тщательно готовиться к банному ритуалу: за неделю до бракосочетания мать невесты заказывает хаммам, в условленный день назначается банная служительница – «тайаба аль хаммам». Тайаба приходит к родителям невесты, чтобы подробно обсудить свои обязанности и удостовериться, что всё оговорено и ничего не забыто. Её роль считается исключительно важной, в Марокко нередко назначались даже две банные служительницы. Тайаба должна прийти самой первой в хаммам – вместе со всеми банными принадлежностями невесты, ей необходимо подготовиться к приходу девушки, её матери и подруг. Интересно, что прибытие невесты в хаммам выглядит как торжественное шествие, поскольку сопровождается всеобщим ликованием жителей деревни или городского квартала, и всеобщим пением проникновенных молитв-заклинаний, обращённых к духовным заступникам молодой женщины. Обычай всеобщего ликования связан опять-таки с древней традицией: для персов свадьба являлась церемонией, которую необходимо отмечать с особым блеском. Это знаменательное событие должно проходить в присутствии большого количества свидетелей. В античной Персии музыканты на свадьбе играли на барабанах, чтобы известить жителей города или деревни о предстоящем событии. В Тунисе при выдаче замуж девушки из знатной семьи собирался целый кортеж, представляющий собой вереницу прислужниц, которые также сопровождали невесту особыми песнопениями, причём одна из прислужниц обязательно играла на национальном инструменте – дербуке. Вся эта процессия длилась вплоть до прибытия в хаммам. Вообще взывания к хранителям и Всевышнему раздаются на протяжении всей церемонии женитьбы, поскольку жители Магриба верят, что в наиболее важные жизненные моменты, такие, как свадьба, невидимый мир, населённый злыми духами, просыпается, а значит, необходимо от него ограждаться молитвами. Волшебный момент В магической атмосфере, наполненной ароматами масел и благовоний, невеста, одетая в специальное лёгкое одеяние (напоминающее пеньюар), следует за вереницей назначенных проводниц в тёплую парную. Две, наиболее юные, девушки открывают шествие, стоя впереди с зажжёнными свечами в каждой руке. Свеча символизирует собою жизнь и светлую судьбу. В центре банного зала, на мраморном камне, погружённая в клубы ароматного пара, девушка открывает для себя все тайны телесной красоты. Тайаба опытными руками делает девушке расслабляющий массаж, затем невесту эпилируют воском и омывают, словно принцессу. После всех необходимых процедур девушка выходит из хаммама, обёрнутая в специальную материю, пропитанную розовым маслом, голова покрыта суконным платком. Под звуки благословенных молитв проводниц невеста проходит в комнату отдыха для расслабления и чаепития. Банные аксессуары невесты В маленьком чемоданчике тонкой работы аккуратно были уложены парфюмированные салфетки разного размера, косынки и шейные платки деликатной работы, окаймлённые шёлковой бахромой розового цвета и другие аксессуары, которые было принято брать с собой в хаммам. Например, матери тунисских невест заботились о приготовлении меланжевых накидок из лёгкой газовой ткани, сделанных вручную и ароматизированных жасмином, специально для похода в хаммам. В Алжире вместо чемоданчика для банных аксессуаров использовался медный кувшин, в который помещались все необходимые туалетные принадлежности и средства для ухода за телом Ночь хны Через день после омовения в хаммаме наступает «ночь хны» – обряд, сопровождающийся нанесением символических татуировок хной на руки невесты. Использование хны для татуажа связано не только с декоративной функцией этого растения, хна имеет также особое магическое назначение. Согласно восточным поверьям, хна была принесена духом Баракой (удачей), именно поэтому её используют перед свадьбой как символ благополучия. Хна также ассоциируется с чувственностью и плодородием, именно поэтому татуировки наносятся на руки невесты. В действительности, первыми в косметических целях использовать хну начали евреи. Название растения, «хена» по-арабски, пришло из древнееврейского «хен», что означает «находить благосколонность». Таким образом, украшая свои руки татуировками, выполненными хной, невеста как бы желала найти благосклонность и расположение в глазах своего мужа. Согласно обычаю, церемония окрашивания рук хной образно помогала молодой женщине перейти из статуса невесты в статус молодой жены. По прошествии этой церемонии возможные претенденты на сердце девушки должны потерять всякую надежду просить её руки. Символическая «ночь хны» проходит поздно вечером и всегда в женском обществе, в доме родителей невесты. Мать жениха приносит невесте различные подарки от имени жениха (украшения, духи и др.), а также сахар и яйца, необходимые для исполнения обряда. Прибытие родителей жениха в дом родителей невесты, как и её шествие в хаммам, сопровождается женскими песнопениями и весёлой игрой на дербуке. Для чествования гостей выносят свадебный кускус (пирог), едят его, а после трапезы идут искать невесту. Невеста прячется в одной из комнат дома, её лицо накрыто шёлковой материей, расшитой золотыми нитями, и она должна быть непременно окружена девушками, держащими в руках канделябры со свечами до тех пор, пока они полностью не сгорят. Только после благословения родителей невеста начинает готовиться к татуажу. Татуаж невесты Ханайя или ханана (женщина, назначенная делать татуировки) прежде всего выкладывает на серебряный поднос пудру из хны и два целых яйца (в скорлупе). Пудра разводится с розовой водой или водой цветков апельсинового дерева, чтобы придать смеси особый нежный аромат. Затем поднос ставится на специальный пуф, чтобы невеста смогла ногой разбить яйца на подносе. Это символический ритуал, означающий рождение новой жизни (семейной, а впоследствии и рождение ребёнка). Таким образом, яйца на Востоке – это символ новой чистой жизни. После вышеописанного ритуала на руки, а иногда и на ноги, невесты хной наносятся рисунки, изображающие витиеватые растения, олицетворяющие уверенность в своём счастье и светлом будущем. Эти временные татуировки являются талисманом, охраняющим совместную супружескую жизнь молодых. В Марокко хной разрисовывают только тыльную сторону ладони невесты. Симпатичные цветочные мотивы приобретают особенно яркие алые очертания на следующее утро, когда хна окончательно высохнет и впитается в кожу рук девушки. Для лучшего впитывания татуировки невеста надевает на ночь специальные шёлковые перчатки. По окончании церемонии ханайя «осыпает» невесту благословенными и хвалебными репликами, и снова комната наполняется пением девушек, иногда перед невестой на колени ставят мальчика, которого она должна поцеловать в лоб – этот ритуал считается важным в случае, если родственники и новобрачные хотят первенца-сына. Закрытие предсвадебной церемонии проходит очень эмоционально: невеста и её мать принимаются горько плакать, чтобы излить свою печаль, для невесты – это покидание отчего дома, для матери – расставание с любимым чадом. Символичные украшения и одежда новобрачных Традиционно молодожёны в Персии, а кое-где и в Магрибе, одеваются в белое и надевают на себя колье из цветов, словно гавайцы. Подобные цветочные ожерелья носят также на свадебных церемониях в Пакистане (эта страна была частью Великой Персидской Империи). Белый цвет вообще у большинства народов символизирует чистоту, невинность и верность. На сегодняшний день большинство современных восточных пар следуют западному свадебному обычаю, который подразумевает следующий наряд: белое платье невесты и строгий костюм жениха. Персидская свадьба проходит в два этапа: официальная свадьба и празднование. Так происходит и в Магрибе. Первый день («Ахд») подразумевает официальное свадебное торжество, религиозную свадьбу. Второй этап, «Ясн-э Арузи», включает в себя непосредственное празднование церемонии. Традиционно этот этап проходит в течение трёх–семи дней. Семьи из богатых сословий устраивают свадьбу в красивом зале, украшенном множеством цветов, за роскошным столом, который называется «Софрех-э Ахд». Словно король и королева, жених и невеста, усаживаются во главе стола. Традиционно «Софрех-э Ахд» был расположен с восточной стороны комнаты, так как это направление восхода солнца. Символически молодожены дожны быть озарены небесным светом, что сулит им семейное счастье, согласие и благоволение высших сил. ________________________
1 Магриб в переводе с арабского означает «запад», географически это западный район Африки, включающий в себя Тунис, Алжир и Марокко. Елена Белоглазова www.Salon.Su |