Сначала три, потом шесть, а теперь и все двенадцать мегапикселей. Каждые два года производители удваивают число мегапикселей в цифровых камерах. Но означает ли это, что качество изображения становится лучше? Не совсем так, большое количество мегапикселей уже давно не означает хорошее качество. Panasonic FX100 Panasonic одним из первых встроил в цифровую камеру чип на 12 мегапикселей. О создании камеры FX100 было объявлено уже в мае 2007 года, но представлена она была только на технологической выставке «Осенняя мода». Зум 28-100 мм и система стабилизации изображения. А ее цена тем временем опустилась ниже 400 евро. Но гонки за мегапикселями для производителей еще не закончились. Даже для небольших камер разрешение в десять миллионов пикселей становится стандартом. Почти все производители включают в свои осенние коллекции компактные модели с 12-мегапиксельным сенсором. Но эксперты в области цифровой техники, регулярно тестирующие фотокамеры и объективы, полагают, что для качественного изображения одного только высокого разрешения недостаточно. По их мнению, в случае с компактными камерами разрешение в 12 мегапикселей переходит границы разумного. Это связано с тем, что специальные чипы считывания в таких камерах, обеспечивающие высокое разрешение, – не больше наперстка, примерно 7,4x5,6 мм, и таким образом разрешение просто-напросто имеет физические границы. Мегапиксель-мания – только для продаж При увеличении количества точек качество изображения может даже начать снижаться. Ведь за каждым пикселем скрывается микроскопическая деталь для восприятия света. Чем больше пикселей размещено на ограниченном чипе, тем меньше становятся эти микродетали, и тем малоэффективнее. Производители фототехники гонятся за мегапикселями прежде всего из маркетинговых соображений, чтобы обеспечить сбыт своих продуктов. И искоренить прочно засевший в сознании клиентов образ огромного количества пикселей как залога качества – большая проблема. Цифровые зеркальные камеры переживают бум Раз на чипе считывания умещается лишь определенное количество пикселей, то для того, чтобы иметь больше точек, камере нужны более крупные чипы. Но тогда камеры не будут такими компактными: объективы тоже должны стать больше. Так что большие сенсоры – удел цифровых зеркальных камер (DSLR1-камеры). И их выбирают все чаще. Буму зеркальных камер способствовала и их цена. Потому что DSLR-аппараты, с ценой от 400 евро доступны для всех. После наплыва этих моделей, на последней Берлинской выставке бытовой электроники (IFA) в сентябре этого года было представлено только 5 новых DSLR-камер. По два аппарата представили Canon и Nikon – по одному для профессионалов и для любителей, готовых выложить немного больше денег за хобби. Новую камеру этого класса представил и Panasonic. Canon представляет фото-монстра в 21 мегапиксель Canon представляет со своей новой камерой EOS 1DS Mark III границы технически возможного в сфере компактной фототехники. Профессиональная модель с так называемым полноформатным сенсором (чипом считывания в полный размер малоформатной пленки, 24х36 мм) дает разрешение в 21 мегапиксель. Но уже цена аппарата, около 8 000 евро, означает, что покупателей у него будет немного. Эта модель рассчитана на студийных фотографов и мастеров фоторепродукции. Nikon со своей новой топ-моделью D3 тоже впервые представляет полноформатную DSLR-камеру. Правда, с 12 мегапикселями Nikon не ставит рекордов. В этом смысле новая D3 за 5 000 евро не отличается от новой любительской камеры D300 за 1 900. Основное отличие – размер чипа считывания: как и в большинстве цифровых зеркальных камер, в D300 он меньше, чем у малоформатной пленки. К этой ценовой категории относится и новый аппарат от Canon, EOS 40D. Хоть в ней и 10 мегапикселей, со всеми принадлежностями она стоит лишь 1 300 евро. Хватит и десяти мегапикселей Вообще, для обычных снимков фотографу не нужно больше десяти мегапикселей. Дело в том, что когда человек смотрит на изображение, он просто не в состоянии обработать больше информации сразу. И даже если вам нужно больше деталей, на крупных цифровых фотографиях вы увидите их столько же – больше мегапикселей не означает больше разрешения. С другой стороны, в цифровых зеркальных камерах ограничивающим фактором стали объективы. Только совсем немногие, настроенные на высочайшее качество, системы линз подходят для нынешних чувствительнейших сенсоров. Какие объективы будут соответствовать, например, новой камере EOS 1DS Mark III от Canon, эксперты планируют выяснить в ближайшем будущем. Стабилизация изображения от трясущихся рук Но и от самого дорогого и мощного объектива толку будет мало, если снимок получится смазанным. От трясущихся рук все чаще применяют специальные механические и оптические системы стабилизации изображения, как бы они ни назывались, IS (Canon), VR (Nikon) или OIS (Panasonic). В каждой из них либо чип считывания реагирует плавным движением, либо группы линз в объективе качаются в противоположном направлении. Очень практичное для фотографа новшество. Системы стабилизации есть как в компактных, так и в цифровых зеркальных камерах. Правда, система стабилизации работает только на неподвижных объектах, бегуна ей не заморозить. О том, что производители фототехники задумываются не только над количеством мегапикселей, но и над их качеством, свидетельствует повышение светочувствительности во многих аппаратах. Тем самым, и при очень слабом освещении можно получать отчетливые снимки или запечатлевать быстрые движения без смазывания – чего не позволяет система стабилизации. Программное обеспечение тоже имеет границы Правда, при таких высоких значениях ISO иногда заметно снижается качество изображения, особенно в компактных камерах. Это связано с так называемым цифровым шумом – дефектом изображения, вносимым фотосенсорами и электроникой камеры – хроматическим (отличается от изображения по цвету) или яркостным (более светлые или темные оттенки серого или цвета). Фактически цифровой шум – это разноцветные точки, хаотично разбросанные по всему снимку. Шум – аналог зернистости пленки в нецифровых камерах. Такие помехи могло бы подавить собственное программное обеспечение камеры, но устранить их даже оно не в состоянии. Вообще, программное обеспечение способно смягчить многие минусы фотоаппарата: дисторсия2 , цветовая окантовка3, затемнение краев и потеря контрастности. Правда, даже самая современная программа не может творить чудес. ______________________1 digital single-lens reflex - цифровая однообъективная зеркальная камера. 2 Дисторсия - аберрация оптических систем, при которой изображение различных частей предмета происходит с различным увеличением. 3 Цветная каёмка вокруг объектов.
Илья Яковлев www.Salon.Su |