Для Adobe Systems, американского производителя программного обеспечения, едва ли бывали лучшие времена: накануне своего 25-летнего юбилея эта компания из Силиконовой долины, специализирующаяся на программном обеспечении для обработки изображений, имеет рекордный оборот и представляет всё новые продукты. Здесь не боятся будущего, наоборот: «Мы совершим революцию в пользовании Интернетом», – объявляет Брюс Чайзен (Bruce Chizen), председатель правления Adobe. Добившись таких успехов, Adobe, наконец, смог выйти на один уровень с такими гигантами как Microsoft или Apple. Чайзен надеется, что вместе с Google, своим партнером и конкурентом одновременно, Adobe усложнит жизнь соперникам, прежде всего, крупнейшему в мире производителю программного обеспечения, Microsoft: «Google – наш союзник. Вместе мы создаем эффективный щит против Microsoft». Надежда на Air-Software Уже через несколько недель после появления новой версии Creative Suite 3 в кассах Adobe получил колоссальную прибыль; за прошедший квартал оборот компании увеличился на 40%. Чайзен сомневается, что этот эффект быстро пройдет: «Именно крупные компании не спешат со своими инвестициями. Они перестраиваются не торопясь». Потому что новые версии программ обычно требуют и замены оборудования, как например, при установке операционной системы Windows Vista от Microsoft. Так что 41-летний менеджер расслабляться не собирается. Он говорит, что пользователи смогут по-новому увидеть Интернет с так называемым Air-Software, «воздушным программным обеспечением». За названием Adobe Integrated Runtime («Комплексный цикл Adobe») скрывается независимая от операционной системы программа, которая, по замыслу ее создателей, соединит в себе достоинства приложений, запрашиваемых через сеть, и программного обеспечения, устанавливаемых на компьютер. Некоторые клиенты, например, AOL, Ebay, Philips Lighting, QVC, SAP и Yahoo, уже используют эти программы. «Мы переворачиваем представление об Интернете», – провозглашает Чайзен. С помощью Air-Software данные на дисплее будут восприниматься совершено иначе. «Без нас бы не было никакого Web 2.0» Чайзен особенно охотно подчеркивает, что (по его мнению) Adobe является предтечей следующего поколения Интернета, так называемого Web 2.0: «Без нас бы не было никакого Web 2.01 ». Значительным вкладом Adobe в развитие Интернета стал так называемый Flash-Player, который анимирует изображение, преобразует его из неподвижного в подвижное. В следующем году планируется представить новую версию Flash-Player - трехмерную. До появления анимации Интернет-сайты были неподвижными и загруженными текстом. В 2005 году Adobe за 3,4 миллиарда долларов купил компанию Macromedia, которая разрабатывала программное обеспечение для Flash-Player. Эту сделку провернул именно Чайзен. Правда, этот продукт был выпущен на рынок еще десять лет назад. «Более 98% всех компьютеров в мире инсталлировали наш Flash-Player, – продолжает Чайзен, – 70% всех видео, которые можно найти в Интернете, проигрываются через Flash-Player». «Пиратские копии обходятся нам в треть нашего оборота» Нового продукта Silverlight («серебряный свет») от Microsoft Чайзен не боится. В начале сентября Microsoft выпустила на рынок эту альтернативу Adobe Flash-Player: Silverlight поможет сделать веб-страницы интерактивными и обеспечит передачу видео напрямую с сайта. «Я, конечно, всегда воспринимаю Microsoft всерьез. Но наши продукты успешно конкурируют с любыми другими». Гораздо больше Чайзена беспокоит пиратство, прежде всего, в Азии. «Пиратские копии обходятся нам в треть нашего оборота», – жалуется он. Чтобы терпеть как можно меньше убытков от нелегального распространения своих продуктов, Adobe концентрирует свою продукцию в основном в Западной Европе и в новых членах ЕС. По его словам, здесь продукты компании юридически защищены от нелегального копирования, и именно здесь Adobe будет развивать свое производство. «С другой стороны, наш рост на рынках Азии будет идти медленнее», – соглашается Чайзен. Борьба с пиратами требует больших затрат. Объединения компаний, как например, Business Software Alliance (BSA, в который входят среди прочих Adobe, Microsoft и Apple) назначают премии, чтобы положить конец проискам перекупщиков, нелегально перепродающих программное обеспечение. Эти премии выплачиваются всем, кто уличает пиратов. Adobe уже давно не легковес Но Чайзен не позволяет пиратам испортить себе настроение. Для этого он слишком хорошо знает свое дело и уверен, что время многое приведет в порядок в быстро меняющемся мире информационных технологий. Вместо этого он концентрируется на вопросах, которые как раз сейчас его занимают, например, инновации в Adobe. «Мы вкладываем 20% нашего оборота в исследования и новые разработки». По словам Чайзена, это превышает средний показатель по отрасли. Кроме того, Чайзен не исключает, что Adobe поглотит несколько более мелких компаний, но слухи о том, что сам Adobe станет объектом поглощения, он отвергает как относящиеся к сфере фантастики: «Я об этом даже не думаю». По его словам, Adobe с рыночной капитализацией в 26 миллиардов долларов уже давно не легковес на рынке. И Чайзен добавляет, что из-за этого число потенциальных покупателей очень ограничено. Участвовать в сфере Open Source Похоже, Чайзен сейчас контролирует все риски. В том числе и угрозу со стороны Open Source (открытое программное обеспечение ): «Нашим клиентам нужно качество. Поэтому они готовы платить за наши продукты», – говорит Чайзен. Напротив, открытое программное обеспечение находится в свободном доступе и ничего не стоит – привлекательная альтернатива классическим лицензионным программам от Microsoft или Adobe. Во всем мире программисты дорабатывают программы Open Source. Adobe не отгораживается от этого, для Чайзена важно, чтобы компания участвовала и в сфере Open Source. Adobe стремится набирать очки и с программами On-demand . В начале октября Чайзен сообщил о поглощении ِAdobe компании Virtual Ubiquity. Эта фирма разработала Buzzword – собственное программное обеспечение для обработки текстов в режиме он-лайн и бесплатно разместила его в Интернете. Получив Buzzword, Чайзен может, с одной стороны, начать наступление на Microsoft в ее основной сфере, но с другой стороны, становится прямым конкурентом Google. На вопрос, как Adobe собирается в условиях жесткой конкуренции зарабатывать на таких бесплатных программах, Чайзен еще не знает ответа: «Мы еще не решили, как будет выглядеть модель для продажи». 200.000 скачиваний в день Чайзен может удовлетворенно оглядеть старую, но существующую до сих пор модель своей компании: в прошлом финансовом году Adobe достиг оборота почти в 2,6 миллиардов долларов (в предыдущем году 1,9 миллиардов). На многих ПК установлены программы от Adobe. По меньшей мере 200 000 раз в день скачивается программное обеспечение для чтения так называемых документов PDF, известный по всему миру Adobe Reader. В то же время – по сдержанным оценкам Adobe – программа установлена на более чем 600 миллионах компьютеров. И конца не видно. Adobe постоянно расширяет свое присутствие по всему миру, продает свои продукты в Америке, Европе, Азии, Африки и на Ближнем Востоке. За прошедшие годы Чайзен увеличил и постоянный кадровый состав: если в 2002 году в компании работало примерно 3 300 сотрудников, то сегодня эта цифра почти вдвое больше. ______________________________1 Под «Веб 2.0» (в отличие от прежнего «Веб 1.0») понимают новое видение Интернета: если в «Веб 1.0» крупные СМИ («четвертая власть») создавали информацию и распространяли ее в сети, то теперь Интернет–переплетение бесчисленных независимых участников («пятая власть»). Типичные примеры нового Интернета: вики (сайты, которые любой может изменять в режиме реального времени, самый известный из них - Википедия), веб-логи, порталы с видео и изображениями типа YouTube и file sharing (совместное использование файлов) типа BitTorrent.
Илья Яковлев www.Salon.Su |