Каким будет телевидение будущего, можно лишь предугадать. Но, однозначно, оно будет трехмерным. Первые технические попытки в области трехмерного (объемного) изображения уже сделаны, хотя по сути, это всего лишь игрушки и для цифрового рынка они не годятся. В зале висит черное полотно. Под ним прячутся от дневного света несколько любознательных. Напоминая гостей гадалки, они смотрят в прозрачный пластиковый полукруг. И вот уже в «хрустальном шаре» появляется живое создание, переливающееся зеленоватыми и голубыми тонами – маленькая девушка ростом около десяти сантиметров. На ней красное белье, она двигается и поднимает руку в знак приветствия. Девушку можно наблюдать сверху и со стороны, спереди и сзади, потому что, хотя это невероятно, здесь можно ходить вокруг изображения. Восхищенные зрители хватаются за камеры, но они фотографируют зря, ведь снимки двухмерные. Изобретатель этого чуда, Петер Болль (Peter Boll) указывает на полусферу и поясняет, что это настоящий 3D-монитор, подчеркивая слово «настоящий». Свое имя физик увековечил в названии продукта, который он окрестил «боллографом» (bollograph). Изобретение Болля было впервые представлено широкой публике на ганноверской технической выставке «Цифровой салон Cebit», за два дня до которой конструктор ходил вокруг своего монитора с отверткой, нанося последние штрихи. Аппарат прошел уже 100 демонстраций и показал себя безупречно, став предметом гордости и восторга техников. Пестрые рыбки танцуют по воздуху в магическом свете, всплывают абстрактные объекты, доисторический череп из Зенкенбергского музея во Франкфурте появляется перед зрителем, а если все пойдет по плану изобретателя, на боллографе пойдет даже тетрис. Но магический ящик - это только прототип, скорее функциональная модель. Если подойти к боллографу скептически, в нем еще очень много недоработок. У 3D-проекции невысокое разрешение, цвета кажутся очень искусственными. Но принцип, по которому функционирует аппарат, действует убедительно. До сих пор 3D-аппаратура была «ненастоящей», потому что она работала на основе так называемой техники «двойного изображения», которая воспринимается только с помощью специальных очков. Кроме того, такие изображения, можно наблюдать лишь с определенной точки, а часто их может видеть только один человек. Голографические устройства тоже не конкуренты боллографу. Они способны лишь представлять статичные изображения, правда, это только на сегодняшний день, ведь прогресс не стоит на месте. В Массачусетсском технологическом институте в Бостоне уже идет разработка видео-варианта голограмм, который довольно скоро должен быть представлен на суд широкой публике. Правда, картинка будет черно-белой, а размер проекции не превысит размера кубика Рубика. В боллографе экран поднимается и опускается на 20-30 сантиметров 750 раз в минуту, или 12,5 раз в секунду Главный конкурент боллографа создан в городке Бэдфорд (штат Массачусетс). Продукт под названием Perspecta, разработанный компанией Actuality Medical, основывается на той же идее, которую запатентовал Болль: если телевизионное изображение нужно перенести в трехмерный вид, следует двигать сам телевизор, точнее его экран. В боллгорафе полотно монитора колеблется вверх и вниз, а в бэдфордском аппарате оно вращается, но в обоих случаях экран движется в ограниченном пространстве, достигая всех его точек. В нужные моменты на экран проецируются соответствующие светящиеся пятна, причем с такой скоростью, что отдельные картинки сливаются, и человеческий глаз воспринимает их как единое движущееся целое. Так возникает 3D-изображение. Разрешение аппаратуры достаточно для того, чтобы поразить зрителей на цифровой выставке, но его совсем не хватает для запланированного применения в телевидении, медицине, архитектуре, химии и биологии, такого расширения недостаточно даже для компьютерных игр. Главная проблема в цветных световых диодах, свет которых, управляемая компьютером техника, проецирует на экран. Для того чтобы обеспечить порядочное разрешение, нужно разместить на самом небольшом пространстве сотни тысяч мельчайших светодиодов. Кроме того, в боллографе страдает и механика: его подвижные детали слишком тяжелы; на помощь могли бы прийти углеродные элементы, но они слишком дороги. Бэдфордский аппарат стоит около 30.000 долларов и от случая к случаю его удается продать в медицинские учреждения. Планы Болля на его изобретение выглядят иначе. Он хочет сделать свой боллограф намного доступнее и популярнее, особенно, рассчитывая на применение аппарата в индустрии развлечений. Изобретатель грезит витающими в воздухе героями компьютерных игр, злодеями, с которыми игрок сможет сражаться без виртуальных посредников, взяв в руки меч или стрелы. Боллю видятся пивные бары со встроенными боллографами, в которых собравшиеся за кружкой пива смогут в режиме реального времени следить за матчем любимой команды на трехмерном виртуальном мини-стадионе. Игроки ростом с палец станут носиться по полю, вокруг которого будут толпиться нетерпеливые болельщики. Именно в этом состоит преимущество боллогорафа: он не вращается, а потому его четырехугольный экран можно встроить в стол или любую другую плоскость. Но до этого еще далеко. Сначала нужно завершить разработку звука, сопровождающего трехмерную картинку. Тогда Болль сможет вздохнуть спокойно, склониться над своим изобретением и насладиться видом малышки в красном белье. Может быть, у него уже есть идеи, но о них он вряд ли расскажет кому-то кроме потенциальных инвесторов.
Илья Яковлев www.Salon.Su |