Сейчас уже заложена основа для мыслящей сети, которая будет понимать ссылки и позволит избежать многочисленных запросов. Общаться с такой сетью – все равно что разговаривать с человеком, она поймет вас не хуже. Каким будет Интернет через пять лет?! Если верить сэру Тиму Бэрнерзу-Ли (Tim Berners-Lee), человеку, которому приписывают изобретение Всемирной паутины, Сеть будущего будет коренным образом отличаться от сегодняшнего киберпространства. Сэру Ли видится Интернет, в котором вся информация, приложения и данные будут невидимо связаны и переплетены; всё будет работать со всем, а в результате человечество будет почти полностью жить в Сети. Технологические эксперты называют такой Интернет «семантической сетью». Сегодня поисковые машины уделяют основное внимание ссылкам и связям между веб-сайтами, а не анализу конкретной информации, содержащейся на этих сайтах. Семантическая же сеть будет концентрироваться на смысле данных на странице. Компьютеры будут «понимать» контекст, в котором находится информация, и смогут распознавать и оценивать комплекс ссылок между людьми, местами и данными, связывать их воедино и выдавать пользователю полноценный результат поиска Семантическая Паутина – это не отдельная сеть, которая будет создана в будущем, а расширенный и доработанный вариант существующей. Информации будет придан четко определенный смысл, что позволит компьютерам и людям лучше взаимодействовать. Например, семантическая сеть поможет людям лучше управлять своими финансами при помощи связанных в этой сети онлайн-баланса банковского счета и личного календаря. «Перенеся» информацию из календаря в баланс счета, можно посмотреть, когда и сколько денег было потрачено. Сюда можно добавить цифровые фотографии членов семьи, сопоставив и их тоже с финансовыми тратами. При этом все самое важное будет происходить «за кулисами», пользователь будет видеть только конечный результат, а не то, как этот результат был достигнут. В этом еще одно отличие Сети будущего от Сети сегодняшней: современный пользователь в приведенном примере был бы вынужден самостоятельно добиваться результата, сопоставляя суммы, даты и имена родных. Идея семантической сети получает широкую поддержку прогрессивно настроенных технологичных компаний, как стартапов (start-up), так и уже устоявшихся и завоевавших авторитет. Не так давно Yahoo! заявил, что встроит принципы семантической сети в свою поисковую машину и примет на вооружение некоторые ключевые «стандарты» (правила разделения информации по категориям и ее маркировки, которые стандартизируют способ выведения данных), используемые при семантической индексации информации в Интернете. Эти стандарты чрезвычайно важны, поскольку они обеспечивают простой и надежный способ легко добавить к данным релевантный контекст. Большинство существующих поисковых машин иногда не в состоянии «прочесть» информацию в Интернете, которая могла бы оказаться релевантной для заданного пользователем поискового запроса, например, видео и фотографии, потому что они не маркируются устойчивыми «метаданными», то есть данными, позволяющими машине распознать, что за информация перед ней находится. Хотя есть серьезный прогресс в осмыслении семантического содержания веб-контента, преимущества нового подхода к Интернету еще не достигли широкой массы пользователей. Большинство владельцев сайтов пока отказываются поддерживать новый стандарт, если не видят в этом прямой выгоды для себя. Yahoo! надеется, что смысловая индексация страниц сподвигнет владельцев сайтов к тому, чтобы прикреплять стандартизованные метаданные ко всей информации, помещаемой на сайты. Это позволит Yahoo! выдавать более релевантные и более точно ранжированные результаты поиска. Поддержав семантические веб-стандарты, поисковая машина Yahoo! и владельцы сайтов смогут сделать поиск более насыщенным и полезным для пользователей. Для того, на что сейчас требуется два или три отдельных поисковых запроса и часы фильтрования информации, в будущем будет достаточно одного клика Например, если через семантическую поисковую машину Yahoo! вы будете искать информацию о кинозвезде, то робот, поняв смысловой контекст запроса, соберет огромное количество релевантной информации по всему Интернету. Вы сможете получить биографию актера и ссылки на рецензии его фильмов, возможность просмотреть дискографию в онлайн-магазинах видео и возможность сделать онлайн-заказ на билеты в кино, информацию о других актерах, с которыми он работал и касающиеся его новости, записи интервью и трейлеры фильмов. Но, как уже говорилось, двигаться к новой семантической сети не означает уничтожить существующий Интернет и начать все сначала. Несмотря на обильную рекламу, не всё в семантическом Вебе будет революционным. Значительная часть преимуществ будет достигнута за счет того, что существующие системы станут более открытыми, а существующие данные будут перемещаться более свободно и целенаправленно. Уже существует созданный Новой Спиваком (Nova Spivack) сайт Twine, бета-тест, позволяющий людям находить, организовывать и передавать информацию и создавать новые связи. Сам Спивак считает, что именно такие сервисы как Twine будут иметь решающее значение в создании новой Сети. Они дадут людям в руки инструменты для превращения контента семантической сети в полезную персонализированную базу и позволят сделать думающую Сеть понятной, привычной и удобной. Создавая сеть взаимосвязанной и многообразно интерпретируемой информации, сервисы, подобные Twine, позволят людям найти те вещи, которые они искали, даже не задумываясь как. Шаг Yahoo!, вероятно, стал той точкой, где начинается не точечный, а именно всеобщий семантический Веб, а вместе с ним и гонка между поисковыми серверами и контент-провайдерами за наиболее качественное использование семантических метаданных Сети. В результате выиграют в качестве все участники Интернета, а в первую очередь, конечно, пользователи. Тем не менее, некоторые опасаются, что семантический Интернет никогда не реализует всех своих возможностей. Дело в том, что слишком многое здесь зависит от сотрудничества компаний, которые во многих случаях являются прямыми конкурентами. Кроме того, дух открытости, который будет поддерживаться семантической сетью, станет проклятием для многих крупных корпораций, до сих пор ревниво оберегавших свои платформы и программное обеспечение. Они вряд ли будут готовы в интересах пользователей устранить эти барьеры, воздвигнутые вокруг своих разработок. Но, скорее всего, поисковые машины увидят в семантической сети свой шанс расширить деятельность. Добро пожаловать в будущее!
Илья Яковлев www.Salon.Su |