Из примерно 1,1 миллиарда индийцев 80% исповедуют индуизм, но о религиозном единообразии в этой самой многонаселённой демократии мира не может быть и речи. Путешествие по стране проходит мимо храмов, синагог и мечетей и даёт возможность бросить взгляд на ритуальную жизнь индийцев. Индуистские паломники несут в храм своего первенца, сикхские священники поют всю ночь напролёт в своём золотом святилище в Амритсаре. Тибетская монахиня вращает буддистский молельный барабан рядом с домом Далай-ламы в Дхарамсале. Тот кто хочет больше узнать об этих религиях и прочувствовать их в непосредственной близости, может позволить себе без ущерба для кошелька и времени встроить в свой маршрут небольшое «паломничество». Трёхдневный переход из Дели через Амритсар у пакистанской границы до самой Дхарамсалы в предгорьях Гималаев даёт возможность глубоко заглянуть в религиозную жизнь Индии, а она в свою очередь простирается в необъятные дали, от Варанаси до Кочи и от ислама до иудаизма. Большинство индийцев исповедуют индуизм. Они молятся множеству богов, таких как Шива, Вишну или Кали, а эти боги в свою очередь часто предстают в нескольких ипостасях. К примеру, Шива с третьим глазом на лбу и трезубцем в руке известен как танцующий Шива Натараджа, «Владыка танца». А у Вишну есть целых десять аватар (так называются на санскрите, языке древних индийцев, воплощения божества). Среди прочих рождений Вишну известны, к примеру, Рама, приключения которого описаны в древнем эпосе «Рамаяна», и Кришна, известный по «Махабхарате». А богиня Кали то предстаёт в венке из черепов и требует жертв, то выходит в виде воинственной Дурги, оседлавшей тигра, а то и в качестве прекрасной Парвати сопровождает Шиву. Во многих индуистских храмах выставлены изображения сразу нескольких богов, а их имена изменяются в зависимости от региона и языка. Такое многообразие на первый взгляд может сбить с толку, но тот кто побывал в индуистском храме, скорее всего, стал свидетелем ритуалов (пуджа), которые повторяются почти в одном и том же виде по всей стране. Правда, обычный турист может попасть не в каждый храм. К числу святынь, в которые позволено вступать не-индусам, относится, к примеру, храм Чамунда-деви в Палампуре. Перед входом обязательно нужно разуться, а фотографирование внутри храма запрещено. Зато если вы не мешаете совершению ритуалов, можете смотреть, пока не устанете. Снаружи, рядом с храмом, выстроились в ряд магазинчики и лавочки с подарками, которые паломники покупают богам: шарфы с золотыми нитями, благовония, цветочные гирлянды и маленькие сахарные шарики. Закупив подношения, паломники переступают через ворота и предстают перед Чамундой, воплощением Дурги, которая почитается здесь за то, что убила двух демонов. Каждый год сотни тысяч людей приходят сюда, чтобы получить благословение богини-победительницы. Дхарма и карма - долг и шанс в индуизме Многие паломники приносят в жертву деньги, за счёт которых и существуют такие храмы как этот. Подношения передаются одному из священников, сидящих перед изображениями божеств, а он, по общему мнению, затем доносит подарки до богов. За свои жертвы некоторые паломники получают от служителей храма те же сахарные шарики, которые считаются обратным подарком божества и называются прасад. В индуистских храмах есть также специальные башни, которые указывают расположение статуи божества. Бывает, что таких статуй несколько, к примеру, в храме Чамунда-деви представлено не только главное божество: здесь также почитаются Ганеша с головой слона и Хануман, Повелитель обезьян. Кроме того, здесь есть символизирующий Шиву фаллообразный столб лингам, а если храм, как этот, расположен вдалеке от реки, то в нём имеется специальный пруд для ритуальных омовений. Центральным в индуизме является вера в перерождение, а целью жизни считается мокша, то есть освобождение из самсары, круга перерождений. Удастся ли это сделать, зависит от дхармы и кармы. Дхарма - это долг, жизненная задача, которую имеет каждый и которая может быть разной у человека, животного или бога. Она также зависит от касты, пола и возраста, и чем точнее человек исполняет свою дхарму, тем лучше становится его карма и шанс на избавление. Круг перерождений и стремление к избавлению определяли и убеждения Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда. Он жил 2.500 лет назад на севере Индии, где занимался медитациями и учил о «четырёх истинах»: что вся жизнь - это страдание, что страдание происходит от стремления к достатку, что страдание прекращается там, где нет жадности, ненависти и ослепления, и что именно к этой цели ведёт буддистский путь, «восьмичастная тропа». Учение Будды и Далай-лама в Дхарамсале Поначалу учение Будды пользовалось в Индии огромной популярностью, но сегодня оно не играет практически никакой роли. И всё же самый известный буддист живёт именно здесь: в 1959 году Далай-лама XIV бежал из оккупированного китайцами Тибета и с тех пор живёт в Дхарамсале, куда совершают паломничество многочисленные приверженцы буддизма с Запада. Дхарамсала расположена на высоте почти в 2.000 метров, а рядом высятся ослепительно белые вершины Гималаев. Монахини и монахи в красных одеяниях живут в монастырях, а Далай-ламу можно увидеть и услышать, прежде всего, во время многодневных проповедей весной. В остальном Дхарамсала полностью ориентирована на туризм, с отелями, кафе и огромным множеством сувенирных лавок, которые предлагают тибетские украшения и ковры, полудрагоценные камни и буддистские розовые венки. Музей рядом с домом Далай-ламы напоминает о насилии и угнетении Тибета китайскими властями. А по соседству расположен крупный храм, где с радостью встречают не только буддистов, но и западных гостей. Верующие вращают позолоченные молельные барабаны, на которых тибетским письмом нанесены молитвы. Во время молитвенного часа можно услышать барабаны и роги, а в монастырях молодые монахи ведут шумные диспуты - состязания, в которых они должны доказать своё мастерство в толковании буддистского учения. Золотой храм мятежных сикхов Намного моложе индуизма и буддизма сикхизм, который возник только в 16 веке. Сегодня сикхами считают себя примерно 2% индийцев, но эти несколько сотен тысяч человек заметны издалека. Дело в том, что по традиции сикхские мужчины отращивают волосы и бороды и затем прячут их в тюрбаны. На запястье сикха сразу бросается в глаза типичное металлическое кольцо, а на поясе обязательно висит кривая сабля, в крайнем случае, в миниатюрном варианте. У сикхизма и индуизма много общего, и многие семьи в индийском штате Панджаб, где и зародился сикхизм, имеют как сикхистские, так и индуистские ветви. Но сикхи верят только в одного бога, а кастовая система у них намного более мягкая и гибкая. В центре вероучения сикхов находится святая книга, грантх сахиб, из которой читают вслух священники Золотого храма в Амритсаре. Посещение этого храма лучше отложить на вечер, потому что после заката атмосфера здесь становится особенно чудесной. При входе в храм посетители сначала разуваются, а затем совершают ритуальный обряд очищения, проходя через специальный бассейн глубиной по щиколотку, и лишь затем переступают порог ворот. Святыня отражается в окружающем её пруду, и пение священника гулким эхом разносится между белых мраморных стен. Семьи сидят на земле, а паломники стоят в очереди, чтобы бросить хотя бы короткий взгляд на святую книгу. Стражи в оранжевой одежде проходят по храму со своими копьями и наблюдают за порядком, но применять силу им не приходится: всё проходит спокойно, стройно и тихо. Однако так было не всегда: в 80-х годах сикхи были сепаратистами и боролись за создание собственного независимого государства. Тогда они заперлись в Золотом храме, и правительственные войска взяли святыню штурмом. Храмы, синагоги и мечети От Дели до Амритсара нетрудно добраться на поезде. Если выехать рано утром, то уже к обеду можно наблюдать смену караула на индо-пакистанской границе. А чтобы доехать от Амритсара до Дхармасалы, потребуется целый день и взятая напрокат вместе с водителем машина. Ещё полчаса на машине, и от Дхармасалы можно доехать до храма Чамунда-деви, а если вы не хотите возвращаться в Дели тем же изнурительным путём, сядьте на поезд в Чандигархе. Кого привлекает паломничество, тот может провести в этих местах не три дня, а три недели. Храмы джайнистов, представителей ещё одной обосновавшейся в Индии религии, стоят, к примеру, на горе Абу в штате Раджастхан. Недалеко расположен священный индуистский город Варанаси, а рядом с ним, на берегу Ганга, простирается Сарнатх, где, по преданию, впервые учил Будда. В Кочи на юго-западном побережье стоит синагога, которая свидетельствует о длительной истории иудаизма в Индии, а мечеть Джама, одно из красивейших мест Дели, напоминает о правлении мусульманской династии Моголов. Илья Яковлев штат Salon.Su |