Речь идёт не о борьбе с «компьютерной угрозой», а о сознательном подходе к новым технологиям. Пользователи поисковых систем должны понимать, что когда они формируют запрос, то вместе с поисковыми словами направляют на сервер и свои личные данные. Этих данных вполне достаточно, чтобы сетевые концерны могли составить полноценный пользовательский профиль. Вполне ясно, что невозможно получить информацию от поисковика, не предоставив сначала какую-то информацию о себе. Даже если дополнительные приложения бесплатны, но общеизвестно, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке. И здесь пользователь платит своими личными данными, которые накапливаются на поисковых серверах. IP-адреса и Cookies, ничто не забывается Речь идёт о любом понятии, которое вы вводим в поле поиска. Например, Google имеет огромных множество серверов не только для того, чтобы одновременно обрабатывать запросы миллионов пользователей, но и для того, чтобы все действия пользователей сохранять. Google не только способен разыскать всё, что есть в Интернете - он ещё и никогда не забывает то, что происходило на его собственных серверах. Если вы используете электронную почту, фотоальбом или офисные программы от Google, всё происходящее сохраняется не на вашем компьютере, а в так называемом «облаке», то есть на виртуальном сервере. Каждое слово, вводимое вами в поле поиска Google, сохраняется где-то в огромном вычислительном центре концерна. А вместе с ним сохраняется и информация о том, откуда был направлен запрос. Одним словом, здесь действует принцип «кто ищет, того находят», особенно если человек ищет собственное имя или проверяет свою бронь в гостинице. Понимают ли это люди, которые ищут «как не платить налоги» или «грязный секс»? Технически анонимная работа не составляет проблемы Менять параметры поиска, чтобы о вас не знали слишком много: так можно вкратце передать послание, распространяемое критиками концерна, который за последние десять лет стал главным поставщиком информационного ресурса. Они пытаются пробудить хотя бы у пользователей тот сознательный подход к защите данных, которого пока не развил в себе Google. В цифровом мире люди должны правильно работать с собственными данными и сознательно решать, когда оставаться анонимными, а когда идентифицировать свою личность. Если пользователи будут ответственнее подходить к безопасности личных данных, то и Google станет быстрее продвигаться к защите частной информации. В конце концов, внутри концерна борются несколько течений, не все из которых считают охоту на персональные данные лучшей стратегией. Пусть пока что Google не готов радикально анонимизировать уже накопленный объём личных данных и ограничить своё любопытство. Но в главном офисе компании в Калифорнии вопрос о защите данных уже поднят. Здесь признают, что чисто технически перевод данных в анонимный режим не составляет проблемы. Для этого, как правило, достаточно удалить определённую часть накопленной информации. По мнению поисковых экспертов, долгосрочное хранение IP-адресов и Cookies, регистрирующих историю поиска на компьютере пользователя, не являются необходимыми ни для маркетинга, ни для функционирования хорошей поисковой машины. Но Google находит, пусть и призрачные, оправдания своей политике. Небольшие машины иногда способны на большее Обязательно стоит хотя бы на время изменить свои привычки и попробовать новые поисковые системы, даже если запрос в мета-машинах обычно обрабатывается немного медленнее, чем в обычных поисковиках Вывод из этого можно сделать один: лучше использовать различные поисковые машины. Это позволит не только выиграть в содержании, но и расширить и изменить перспективу поиска. Кроме поисковых служб Yahoo и Microsoft существует несколько других коммерческих поисковиков, например, Ask, который тоже даёт неплохие поисковые результаты, или Cuil, настоящий соперник Google. Метапоисковые системы, такие как Ixquick и Metacrawler направляют запрос пользователя нескольким поисковым серверам, в том числе и небольшим специализированным системам, которые в определённых сферах намного превосходят Google и других коммерческих «универсалов». Ответ здесь приходит за несколько секунд, а не долей секунды. Дело в том, что мета-система вначале объединяет результаты, пришедшие от всех поисковиков, на которые был направлен запрос, а затем сортирует их по релевантности. Такие системы, наряду с машинами вроде Exalead или Clusty, очень полезны для практического применения, даже несмотря на небольшую задержку. Особенно выделяется уже упомянутый поисковик Ixquick, который сохраняет информацию пользователя только 48 часов, и, тем не менее, даёт хорошие результаты поиска. А система Cuil работает, вообще не сохраняя Log-файлов и IP-адресов: она удаляет результаты запросов сразу после их обработки. Новые тренды: семантический поиск и децентрализация Специалисты выделили две тенденции, которые будут характеризовать развитие поисковых систем в будущем. Во-первых, это развитие так называемого семантического поиска, когда машина не просто ищет введённые слова, а отвечает на запрос в зависимости от его смысла. Вторая тенденция - это сбор данных на децентрализованной основе. К примеру, система Yacy не создаёт единого индекса, ведь это привело бы к появлению такого же гигантского хранилища данных, как у Google. Особенность системы Yacy заключается в том, что поисковые услуги предоставляет не один сервер, а все несколько тысяч работающих с этой машиной пользователей. Каждый сотрудничающий с Yacy человек загружает на свой компьютер специальное программное обеспечение и таким образом становится частью общей поисковой сети. Благодаря децентрализованному принципу работы поисковик Yacy защищён от различных атак, а индекс системы гарантировано не будет контролироваться одним единственным субъектом, как в Google. Никакой гарантии о сохранности личных данных Конечно, сейчас бить тревогу рано. Нет повода думать, что со дня на день Google начнёт нарушать правила защиты личных данных в Сети и продавать профили пользователей другому предприятию. В июле 2008 года менеджер Google Марисса Майер (Marissa Mayer) даже заверила пользователей, что основу деятельности концерна составляет доверие. Но обещание останется словами и не помешает государственным органам, работодателям, промышленным шпионам или страховым агентам получить от Интернет-концерна требуемую информацию. Всё-таки доверие – это ресурс, который в Google пользуется наименьшей защитой. Пользователь не получает гарантий, что Google не использует предоставленной ему информации в собственных интересах, а на обещание Мариссы Майер едва ли можно будет сослаться в суде. Нынешнее руководство концерна обещает ответственно обращаться с огромной массой накопленных данных. Если какая-то компания может на основе накопленной информации «просмотреть» человека вплоть до самых интимных подробностей его личной жизни, то эта компания - Google Но что случится, если основатели компании сойдут со сцены, а их наследники захотят продать предприятие? Или если они сохранят контроль над Google в собственных руках, но не будут разделять осторожный подход своих предшественников? С технической точки зрения концерн в любое время способен объединить имеющиеся на его серверах пользовательские данные и воссоздать их. Множество патентов, зарегистрированных Google, и уникальные экспертные возможности компании по работе с огромными массивами данных не оставляют в этом ни малейшего сомнения. Илья Яковлев штат Salon.Su |