Прилетев из Старого света в Канаду, нужно сесть на паром от острова Ньюфаундленд, и через полтора часа вы снова окажетесь в Европе. Архипелаг Сен-Пьер и Микелон выглядит так, будто это кусочек бретонского департамента Finisterre, который откололся от Франции и был унесён океаном за 4.500 километров, на другой конец Земли. Итак, Сен-Пьер! Сразу за пирсом вы чувствуете себя так, словно очутились во французской провинции. На Площади генерала де Голля вращается окружённая мамами и бабушками карусель, девочки скачут на белых лошадках, а мальчики размахивают сиренами красных пожарных машин. Чуть дальше огибают клумбу Peugeot и Renault, а недалеко от госпиталя подростки с полной самоотдачей играют в пелато. Из пекарен разносится манящий аромат бриошей и круассанов, и сразу перед кассами выстраиваются очереди. Происхождение и устройство островов без преступности На обоих островах насчитывается всего лишь 6.300 жителей. На крупном острове Микелон живут 700 человек, а остальные расселены, дверь к двери, в кричаще ярких деревянных домах на более мелком острове Сен-Пьер. Он настолько мал, что на другой конец острова автобус со скоростью пешехода проезжает лишь десять километров набережной. За порядком здесь следят 35 полицейских из Франции, которые меняются на этой площади в 242 квадратных километра каждые три года. Блюстителям закона командировка на эти острова должна казаться отпуском, потому что преступности здесь практически нет. Это первый плюс работы на островах, а второй лежит в кошельке: чиновники, то есть большинство работающих здесь людей, зарабатывают на 40% больше, чем во Франции. Вдобавок к этому, метрополия субсидирует авиаперелёты во Францию и почтовые марки. В остальном на Сен-Пьер и Микелон всё так же, как на большой родине. Разумеется, Францию тут знает и любит каждый, только вот в самой Франции об этой любви знают мало. Но даже несмотря на это, заморской территории Сен-Пьер и Микелон в 1985 году был предоставлен гордый статус «административно-территориальной единицы Французской республики», другими словами, из колонии она превратилась в часть Франции и сегодня даже является частью Европейского союза, в отличие, к примеру, от датской Гренландии, которая расположена намного ближе к Европе. Но как эти земли вообще стали французскими? В 1536 году Жак Картье (Jacques Cartier) обнаружил два острова в Атлантическом океане, назвав их Сен-Пьер и Микелон. Так же как Колумб, этот бретонец плыл сюда в поисках пути в Индию, но, не справившись с основной задачей, он занялся продвижением французского флага на восточно-канадском побережье, а на обратном пути именем короля Франциска I покорил два небольших островка в заливе Святого Лаврентия. С тех самых пор над Сен-Пьером и Микелоном реет французский триколор. В 1763 году закончилась Семилетняя война: в ней русские войска вернули Пруссии только что взятый Берлин, а Франция уступила Великобритании свои владения в Канаде. Но крошечные острова Сен-Пьер и Микелон сохранились под властью Бурбонов, как единственный французский пост в Северной Америке. Теперь Сен-Пьер и Микелон стали единственным, а значит, избалованным североамериканским ребёнком Франции. Генерал де Голль, патриотизм и сухой закон! В портах острова Сен-Пьер качается несколько рыбацких лодок. Кое-где остались старые вёсельные шлюпки, которые уже давно никто не использует. На аккуратно постриженном газоне между пушек ласково воркуют парочки, а сами пушки просыпаются только по случаю важных визитов. К примеру, в 1967 году сюда приехал навестить верных граждан первый президент Пятой республики генерал Шарль де Голль (Charles de Gaulle), возвращавшийся со Всемирной выставки в канадском Монреале. Жителей островов де Голль по праву считал верными, ведь когда Франция была разделена на пронацистский режим Виши и территорию Сопротивления, Сен-Пьер и Микелон уже в 1941 году поддержали свободную Францию и направили в Лондон к де Голлю 6.000 солдат для борьбы с немцами. В 1999 году острова посетил Жак Ширак (Jacques Chirac), который открыл здесь новый аэропорт, и вновь на набережной громыхали пушки. Когда над Сен-Пьером собираются тучи, мощные прибойные волны бьют о берег, а порывы ветра взмывают гривы лошадям, которые щиплют траву на красно-розовых каменных склонах. На конях здесь ездят чаще, чем на лимузинах, для которых тут слишком ветрено, и которые поэтому стоят в гаражах роскошных особняков. Элегантные виллы, украшающие побережье, были построены здесь ещё в 20-х годах, когда Сен-Пьер и Микелон во второй раз (после Семилетней войны) приобрели широкую известность. В то время в США действовал сухой закон, и острова были перевалочным пунктом для поставки в Штаты виски, который перегоняли в Канаде. На Сен-Пьере его грузили на катера, а затем контрабандой ввозили в США. Считается даже, что в этих махинациях был активно задействован Аль Капоне (Al Capone). Французская национальная гордость в Америке Несмотря на то, что Сен-Пьер и Микелон - это реликт колониальной эпохи, здесь, в отличие от карибских заморских территорий Франции, никогда не было рабства. Тут не было ни чёрных, работавших на плантациях за изнеможения, ни белых, считавших себя высшей расой. А всё из-за того, что на этих островах ничего не растёт. Единственной причиной, по которой Франция пыталась закрепиться на Северной Атлантике, была рыба. В течение веков норманны, бретонцы и баски получали огромную добычу трески у берегов Ньюфаундленда, но дело дошло до того, что Атлантика оказалась практически разорённой, и в 1992 году на лов трески был наложен запрет. Сегодня допустимый экспорт этой рыбы ограничивается 1.500 тоннами в год, и всё же Сен-Пьер и Микелон остаются под крылом Республики. Почему же Франция идёт на это? Зачем метрополия так держится за эти голые острова на краю света? Судя по всему, всё дело в национальной гордости, ведь Сен-Пьер и Микелон напоминают о временах блестящей французской империи. От такого бастиона на американском континенте, у самых берегов США и Канады, в котором бережно сохраняются французские язык и культура, просто так не откажешься. Взгляд в будущее аэропорта на Сен-Пьере И всё же местные жители добросовестно стараются не «висеть на шее» у своей метрополии. Ключевая роль здесь принадлежит новому аэропорту, который обошёлся французскому государству в 100 миллионов долларов США. Сегодня отсюда взлетают только двухмоторные вертолёты, доставляющие пассажиров в Канаду, и грузовые самолёты, улетающие в Европу. Но это может измениться, ведь как часть Европейского союза, Сен-Пьер и Микелон обладают важным конкурентным преимуществом: Канада может использовать острова как трамплин для отправки своих товаров в Европу. Если канадская компания откроет своё представительство на этих островах, она сможет не платить пошлин при ввозе товаров во Францию, ведь с точки зрения закона продукция будет вывозиться из самой же Франции. Помимо этого, Сен-Пьер и Микелон уже используются как перевалочный пункт в торговле Европы с Южной Америкой. Европейская комиссия объявила острова зоной карантина для ввозимых в ЕС парнокопытных, так что гуанако, альпаки и ламы из Южной Америки должны провести здесь полгода, прежде чем им будет разрешено лететь через океан. Третьим источником доходов аэропорта, как и всей территории, должны стать туристы, число которых планируется увеличить с нынешних 12.000 человек в год вдвое. Илья Яковлев штат Salon.Su |