Тот, кто обращается с вопросом к поисковику, получает ссылки, а тот, кто спрашивает у Wolfram Alpha, получает ответы. «Машина знаний» математического гения Штефена Вольфрама (Stephen Wolfram) на вопрос о температуре в вашем городе выдаст график изменения температуры за неделю и прогноз на ближайшие дни. На запрос о количестве пользователей Интернета интеллектуальная поисковая система Wolfram Alpha ответит числом 289,9 миллионов и количеством пользователей в пяти крупнейших странах, в то время как стандартный поисковик предоставит ссылки на веб-страницы множества сайтов, на которых придётся искать нужные данные самостоятельно. Но способна ли Wolfram Alpha, которую запустят уже в этом месяце, дать достойный отпор лидерам сетевого поиска, в частности Google? Специалисты в области семантического Интернета утверждают, что нет: Wolfram Alpha - отличная разработка, но определённо не Google-killer. Причина, прежде всего, в том, что Wolfram Alpha «прочёсывает» не весь колоссальный Интернет, а только ограниченное число открытых и лицензированных источников. Сам Штефен Вольфрам полагает, что выбор качественных источников играет решающую роль в его разработке, во всяком случае, так он заявил в онлайн-презентации Wolfram Alpha. Данные этих источников будут перерабатываться в соответствии с правилами так называемого семантического Интернета. Естественному языку будут приданы жёстко определённые значения, так чтобы их понимал компьютер. Только тогда машина сможет мгновенно исполнить поисковый запрос, связав несколько разрозненных данных в новое знание, и выдаст вместо ссылок действительные ответы. Семантика сделает поиск излишнимДаже если ни Wolfram Alpha, ни другие семантические поисковые машины, такие как Powerset или Hakia, не способны противостоять алгоритму Google, всё же именно семантический Интернет считается ключом к сетевому поиску следующего поколения. Эта концепция была разработана ещё в 1990-е годы изобретателем Интернета Тимом Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) и упрощена проектом Linked Data Projekt 2006, а сейчас покидает лаборатории исследователей, чтобы ворваться в новый мир практического применения. Первыми испытательными полигонами становятся предпринимательские сети, потому что объём данных в них легко может быть ограничен. Отдельные компании соединяют существующие объёмы данных друг с другом. Семантический поиск должен давать лучшие результаты по сравнению с обычным полнотекстовым, потому что результаты поиска представляются структурировано, упорядочены по категориям и позволяют быстрее находить нужную информацию. Не вдаваясь в технические детали, можно сказать, что в идеальном варианте сотрудники могут вообще заранее определить характер желаемой информации и при запросе данных получат как раз то, что искали. Одним словом, семантика сделает сам поиск ненужным. Следующим Google станет сам GoogleПреимущества семантического Веба затем можно будет перенести и в открытый Интернет. Первым большим шагом в сетевом поиске станет отказ от длинных списков с результатами поиска. Поисковое пространство станет структурированным, а поиск превратится в своего рода прогулку мимо витрин с выставленными данными. Между результатами поиска будут устанавливаться связи, и сами результаты таким образом будут упорядочиваться. В интеллектуальном поисковике пользователь сможет найти подходящую группу результатов и быстрее отыщет нужную информацию, чем в обычном длинном списке ссылок Но семантический поиск сможет заинтересовать широкий рынок, только если объём структурированных, переработанных данных будет достаточно крупным. Построение массива данных необходимого размера требует соответствующей инфраструктуры, а потому обеспечить его не сможет ни один стартап. Эксперты полагают, что если кто-то сумеет произвести семантическую революцию в Интернете и представить Веб нового поколения, то это будет только сам Google. Ведь вычислительная мощность, необходимая для преобразования существующих в Интернете данных в новое знание, колоссальна, а у Google такие возможности уже есть. То, что Интернет-гигант и сам мыслит в том же направлении, подтверждают слова представителей Google. Они заявляют, что постоянно появляются новые поисковые машины, широко рекламируемые в прессе, однако и сам Google постоянно работает над этими новыми техниками, внедряя их, если это делает его работу лучше и эффективнее. Изобретатель концепции Web 2.0 Тим О'Рейлли (Tim O’Reilly) тоже не верит в «убийц Google» и уверен, что все те поисковые машины, которые хотели стать следующим Google, ничего не добились, а недавно потерпел крушение и самый амбициозный из них проект Cuil. О'Рейлли уверен, что следующим Google будет сам Google, то есть что именно Google встанет во главе семантического поиска. Какую новую машину готовит Microsoft?Похоже, что только у компьютерного гиганта Microsoft есть достаточно денег, чтобы участвовать в гонке за лидерство с Google: в прошлом году Microsoft за сумму в несколько сотен миллионов долларов приобрела специальную силовую установку. Хотя Microsoft месяц за месяцем уступает концерну Google долю на рынке и кошельки потребителей, она ещё далека от поражения. По словам главы Microsoft Стива Балмера (Steve Ballmer), Google доминирует в поиске, но он ещё не выиграл битвы, и Microsoft не сдаётся. По мнению корпорации, просторы сетевого поиска ещё далеко не исчерпаны, и отрасль сохраняет существенный потенциал для развития, которого хватит на несколько лет. Уже через несколько недель корпорация Microsoft может запустить собственную интеллектуальную поисковую машину, которой очередное переименование (после MSN и Live Search система будет называться Kumo) должно придать необходимый импульс. Илья Яковлев штат Salon.Su |