Почему женщинам в Саудовской Аравии запрещено водить машину? В стране ведутся оживленные дискуссии на эту тему. Но о чем здесь можно спорить? Когда в сентябре в Саудовской Аравии с парадами, флажками и плакатами праздновали 75-летие королевства, группа женщин обратилась к королю Абдалле с петицией: они хотят наравне с мужчинами водить машину. В Саудовской Аравии нет закона, который бы запрещал женщинам садиться за руль. Несмотря на это, женщине практически невозможно получить водительские права, ей нельзя ездить даже на велосипеде. Потому что Саудовская Аравия – единственная страна в мире, в которой женщинам запрещено водить.
Петиция еще за несколько недель до праздника носилась по блогам и пересылалась по электронной почте, а дискуссия началась еще раньше. Но о чем здесь вообще можно дискутировать? Причина? Исламская заповедь, предписывающая женщине никогда не покидать дом без родственников мужского пола. Это мнение распространяют в своих фетвах (решениях, выносимых муфтием или факихом по какому-либо вопросу) консервативные ученые. Так например, мусульманский ученый, шейх Айад аль-Карни говорил, что если женщины будут водить машину, это приведет «к разрушению семьи и всего общества». Вместо этого их должны возить мужчины: муж, родной или двоюродный брат. «Водить машину – право, в котором нам слишком долго отказывали», – говорит феминистка Фавзейх аль-Уйуни, организовавшая составление петиции королю. «Наши матери и бабки имели такое право. Женщины должны водить машину. Это одна из основных потребностей. Наше общество во многих сферах отодвигает женщин на второй план, здесь не хотят, чтобы мы развивались. Традиция слишком часто идет вразрез с логикой. Будем ли мы когда-нибудь водить?»
Действительно, иногда аргументы консерваторов кажутся абсурдными. По их словам, женщины с водительскими правами будут покидать дом чаще, чем необходимо, они смогут тайно договариваться о встрече с мужчинами, эти женщины больше не будут там, где должны быть – в пределах досягаемости опекающих их мужчин: отца, мужа или братьев. Кроме того, предоставление женщинам права водить повлечет за собой практические проблемы: женщины должны будут разговаривать с инспекторами дорожного движения и автомеханиками, а это значит, что будут нужны женщины-полицейские, женщины-автомеханики, даже женские автошколы. Так писал Мухаммед аль-Зальфа, член консервативной Шуры (консультативного совета при короле), когда Шура два года назад обсуждала, разрешать ли женщинам водить. Саудиец Фахад в своем блоге перевел предложения аль-Зальфы на английский язык: женщина может водить пока ей не исполнится 30 лет, только с понедельника до пятницы и только с семи утра до восьми вечера. Мужчинам строго запрещено разговаривать с незнакомыми женщинами за рулем. Если инспектору по дорожному движению необходимо поговорить с сидящей за рулем женщиной, он должен попросить об этом другую женщину. Женщина за рулем, нарушившая правила приличия или шариата, должна сразу же сдать права, заплатить штраф и извиниться в письменной форме.
В СМИ такая либерализация закона о транспорте подверглась самым резким нападкам. Некоторое время курсировало открытое письмо, в котором 118 шейхов, имамов, судей и университетских преподавателей предупреждали, что нельзя разрешать женщинам водить машину. Ахмед аль-Омран из столицы страны Эр-Рияда прокомментировал в своем блоге это письмо, объявившее «врагом ислама» каждого, кто призывает разрешить женщинам сесть за руль. Комментарии под этой записью показывают, что никто не может ясно сказать, когда именно запрет на вождение вступил в силу и как он связан с исламом и традицией. Среди этих комментариев один принадлежит девушке Алийе, которая пишет, что раньше саудовские женщины не подвергались таким ограничениям. Они ездили на верблюдах, ослах и лошадях, когда пасли овец и коз семьи. «В чем же проблема с автомобилями?»
Есть мнение, что этот запрет не связан ни с традицией, ни с религией. Проблема в женщинах, которые слишком мало требуют: «Не говорите, что ислам запрещает вам водить. Это глупости. Ислам не виноват в этой лжи. Сестры, прекратите бегать за спинами мужчин. Бегите плечом к плечу. Стыдитесь, вы лучше!» Некоторые женщины, напротив, совсем не хотят водить. Либо потому, что они считают, что не имеют права требовать этого («Водить машину – это ведь не право женщины»), либо потому что им нравится, когда их возят: «Ведь это прекрасно, когда с тобой обращаются как с принцессой». Теоретически уже сегодня женщины в Саудовской Аравии могли бы водить. В прошлом году король Абдалла заявил в одном интервью, что вопрос о том, можно ли женщинам водить, не политический и не религиозный, а социальный. Если вспомнить, что во всех остальных арабских странах женщины водят, это логично. Но там стоит другой вопрос: как? С закрытым лицом? Саббах из Бахрейна так описывает дилемму: «Саудовская Аравия любит простые решения». Женщины теоретически могли бы делать многие вещи, практически же им на все необходимо согласие опекуна – отца, мужа, брата. «Если они хотят водить, – считает Саббах, – они должны смириться с обвинениями в бесстыдстве и с тем, что их называют гнилыми предателями без религиозной морали». Если они отказываются от вождения, то считаются «добродетельными, благочестивыми и искренними в своей вере». Что означает эта простая логика на практике, узнала в 1991 группа саудовских женщин, протестовавшая против неофициального запрета на вождение для женщин. Заранее договорившись, они проехали в центр Эр-Рияда, где были внезапно арестованы и освобождены только после того, как один из мужчин-опекунов оставил письменное заявление, что эти женщины никогда больше не коснутся руля. Их мужья лишились работы, а самих женщин стали называть распутницами и угрожать им смертью. Но «это уже не такое табу, как прежде». «Для нас было важно не вождение. Вождение – это только символ».
О том же пишут и в блоге Саббаха: «Здесь речь идет не о женщинах и машинах; мужчины в Саудовской Аравии считают, что они откроют ящик Пандоры». Имеются в виду общественные последствия, которые повлекут за собой снятие этого запрета. С этого и начнется камнепад. Но король Абдалла не боится этого: по его словам, не он должен решать, разрешить ли женщинам водить, это должен сделать народ. «Женщины в Саудовской Аравии будут водить, это лишь вопрос времени». И возможно, петиция к 75-летию королевства ускорит это процесс.
Илья Яковлев www.Salon.Su |