Autoban (Автобан) - стамбульская дизайнерская студия, принадлежащая Сеян Эздемир (Seyhan Ozdemir) и Сеферу Чаглару (Sefer Caglar). В своих креслах, лампах и диванах женщина-архитектор и мужчина-дизайнер интерьеров объединяют скандинавскую современность с османской игривостью. При этом, двое молодых турков принадлежат к числу самых обещающих художников нынешнего времени. 
От Галатской башни, наверное, самой чудесной обзорной площадки Стамбула, рукой подать до маленького и неприметного домика, в котором расположена студия Autoban. Источенный кривыми улочками квартал Галата с его беспорядочными переулками, мешаниной из антикварных магазинчиков, скрытых от посторонних глаз собраний дервишей, ремесленных мастерских, синагог, бродячих кошек и занятых бесконечной болтовнёй жителей квартала, после нескольких десятилетий упадка превратилась в уголок художников, музыкантов и артистов, одним словом, людей искусства. Autoban в названии студии пишется без буквы h: для кого-то это лишь отуреченная форма немецкого слова Autobahn, но для начинающих мастеров это слово является целой творческой программой Галата - квартал, который окрыляет и буквально заставляет заниматься творчеством. Именно это придаёт Стамбулу его особенный дух: ощущение несовершенности и незаконченности и постоянно новые, иногда совершенно неожиданные стороны, которые показывает город. Стамбул во многом не похож на ухоженные и упорядоченные города Европы. Здесь человек каждый день сталкивается с вещами, в которых что-то не так, и именно эта особенность Стамбула делает его привлекательным для дизайнеров. Эздемир и Чаглар считают, что это оптимальное место для работы дизайнера, ведь собственный стиль можно развить только в постоянном поиске, в постоянном стремлении к лучшему. 
Дизайнерское и архитектурное бюро Autoban 33-летняя Эздемир и 36-летний Чаглар открыли пять лет назад. Отуреченное немецкое слово являлось одновременно программой студии, которая стала пытаться найти самый быстрый путь к успеху, как автобан представляет собой самый быстрый путь от одного города к другому. И этот путь двое дизайнеров проходят вместе: в личной жизни они идут рука об руку, а в профессиональной - к общей цели. Они познакомились ещё в знаменитом стамбульском Университете изящных искусств Mimar Sinan, где Сеян получала степень по архитектуре, а Сефер - по дизайну интерьеров. Сначала, размышляя над собственным делом, молодая пара рассчитывала поставить свою студию на две опоры: внутренняя архитектура и товарный дизайн. Их интересовали самые разнообразные проекты, в первую очередь кафе, рестораны и отели, а свою креативность начинающие мастера стали выражать, создавая также проекты мебели, ламп и мебельных аксессуаров. Не имея поначалу крупных средств, Сеян и Сефер ограничились простыми и доступными материалами фанерой и металлом. Они стали комбинировать османские арабески с классически-трезвым скандинавским дизайном, и каждая вещь несла на себе отпечаток их авторства. Но перед дизайнерской парой встал вопрос об успехе: как через небольшие заказы, выполняя работы для кафе, ночных клубов или соседних ресторанов, привлечь к себе внимание всей отрасли? Они попытались представить свои работы на миланской мебельной ярмарке Salone del Mobile в 2004 году, но получили отказ.
Тогда Эздемир и Чаглар отправили своё портфолио в Париж, и там их приняли. На международной выставке Salon du Meuble работы молодых турков понравились освещавшим работу ярмарки репортёрам, которым и сама дизайнерская пара показалась интересной. Пресса запросила несколько брошюр и новых эскизов, а затем журнал Elle Decoration опубликовал первый материал о студии Autoban. Это произошло три года назад, а через некоторое время Сеян и Сеферу позвонили из издания Wallpaper и сказали, что присуждают молодым мастерам приз. Внезапно создатели Autoban оказались среди мировых знаменитостей. Это был прорыв. На церемонии вручения Премии лучшим молодым дизайнерам (Best Young Designers Award) журнал Wallpaper объявил также оформленный Эздемир и Чагларом ресторан Muzedechanga в музее Sakip Sabanci на самом берегу Босфора «Лучшим рестораном 2006 года». Тогда бюро Autoban утвердилось на дизайнерской сцене Стамбула, заказы сыпались дождём, а заказчики выстраивались в очередь. Успех позволил паре расширить свою деятельность и кроме внутренней архитектуры они всерьёз занялись созданием кресел, кроватей, настенных рельефов, светильников, полок и диванов.
Autoban - а теперь это был уже не дуэт начинающих дизайнеров, а полноценная студия, в которой работали более 20 сотрудников - открыл прямо за легендарным отелем Pera Palas собственный демонстрационный зал, который был назван Autoban Gallery. Для художников это был колоссальный прилив мотивации. Ведь люди поняли, что делал Autoban, и им нравились предметы этой студии, которые нельзя было спутать ни с чем другим. Но за успехом бюро стояло и нечто другое, очень важное и по сути решающее: предпринятая попытка создать собственный бренд. Основатели студии полагают, что Autoban - это не просто архитектурное бюро, а его сотрудники не просто дизайнеры. Когда люди видят один из созданных здесь проектов или предметов интерьера, они понимают: это Autoban. Именно в этом и заключается, по мнению Эздемир и Чаглара, настоящий успех. Сначала они создали собственную марку и сделали её знаменитой, а затем стали работать с клиентами над созданием и продвижением своего лейбла. Autoban даёт своим заказчикам нечто большее, чем просто интерьер: то что они предоставляют, называется архитектурной идентичностью (architectural identity). Студия начала с кафе House Cafe, а сейчас оформленных её мастерами кафе уже десяток. 
Уже в течение года Autoban успешно сотрудничает с португальским производителем мебели De La Espada, с которым они даже создали совместное предприятие. На миланской выставке Salone del Mobile 2008, где Autoban уже был желанным гостем, студия представила мебель и светильники, которые затем стали распространяться компанией De La Espada по всему миру. В качестве материала Autoban использует уже не фанеру, а чёрный орех и белый дуб из Америки, лакированный бук, латунь, сталь с хромовым или порошковым покрытием, алюминий и турецкий мрамор Marmara. 
Отталкиваясь от уж созданных гостиничных интерьеров, бюро Autoban создало несколько интерьеров Marmara Sisli и «Стамбульских апартаментов» (Istanbul Suites), оформленных в бежевые тона и цвет слоновой кости с применением моделированной с помощью лазера деревянной и металлической обшивки для стен в комбинации с мебелью собственной разработки. Это подкрепляет Сеян и Сефера в убеждении, что им не придётся долго сидеть без заказов из-за рубежа. Но при этом пара не собирается гнаться за заказами и прибылью, ведь у них всё было наоборот: не они искали клиентов, а клиенты искали их. Мастера уверены, что сильный и выразительный дизайн не остаётся без успеха. Илья Яковлев штат Salon.Su |