Сентиментальные натуры, для которых на первом плане стоит не строгая функциональность, а скорее почти забытое ощущение морской жизни, с удовольствием управляют яхтами категории Spirit of Tradition («Дух традиции»). Так называются парусники, которые независимо от размера соединяют в себе традиционное настроение и преимущества современной конструкции. Чайные клиперы и грузовые суда для селитры Когда в конце 19 века чрезвычайно эффективная паровая машина и современный двигатель внутреннего сгорания вытеснили парусное судоходство и рыболовство, состоятельные люди в Старом и Новом свете открыли для себя преимущества пароходов, выглядевших как старые парусники.
Эти суда всё ещё имели образ прежних чайных клиперов или грузовых судов для перевозки селитры, пшеницы и шерсти. Покупая такие яхты, поклонники парусного спорта могли наслаждаться морем, солнцем и ностальгией по парусу, в то время как работу ветра выполнял паровой двигатель. Паруса здесь ставятся и сворачиваются при нажатии кнопки, а остальную тяжёлую работу выполняют неприметно встроенные джойстики Правда, в золотые годы яхт-спорта американские банкиры, каучуковые бароны, железнодорожные и стальные магнаты, европейская аристократия или усердные британские нувориши мало интересовались тяготами матросской жизни. Они скорее предъявляли спрос на солнечные палубы, комфортные салоны с мягкой мебелью, курительные и читальные каюты. В этом их отличие от сегодняшнего дня, когда яхтсмены любят, к примеру, сами ставить и снимать паруса. Но тогда, в начале 20 века всё было иначе. В ту эпоху со стапелей сошёл целый флот крупных моторных и парусных яхт. Спущенный на воду в 1893 году пароход Aegusa был создан по заказу сицилийского торговца Игнацио Флорио (Ignazio Florio), а затем под именем Erin участвовал в трансатлантических экспедициях сэра Томаса Липтона (Thomas Liptons).
Если вы вообразите, мы сможем это построитьВ 1930 году по заказу англичанки леди Энни Генриетты Йюл (Annie Henrietta Yule) был сконструирован 91-метровый пароход Nahlin. Затем он был выкуплен румынским королём Каролем II, потом стал плавучим рестораном в дельте Дуная, а после краха румынского социалистического режима был продан в северную Германию. В 1893 году на воду было спущено одно из крупнейших на тот момент судов - 116-метровый пароход Hohenzollern, построенный по приказу германского императора Вильгельма II. Наряду с британским королевским колёсным пароходом HMS Victoria & Albert II это было одно из самых представительных судов эпохи. Недавно калифорнийский предприниматель Джим Кларк (Jim Clark), который занимается торговлей программным обеспечением, скопировал стиль конца 19 века в своей 90-метровой трёхмачтовой шхуне Athena. Судно было построено в Нидерландах на эйссельской верфи Royal Huisman, девиз которой - If you can dream it, we can build it («Если вы способны вообразить это, мы можем это построить»). Проект кремовой яхты-анахронизма составил амстердамский эксперт по традиционному судостроению Герард Дикстра (Gerard Dykstra), который недавно начертил ещё одну яхту такого формата. Второй проект имеет более проработанное прямое парусное вооружение на обеих передних мачтах и гафели. Поистине мифические мореходные качества Среди монументальных яхт потребность в старых добрых парусных временах до сих пор удовлетворяли двухмачтовые суда и шхуны (у шхуны задняя мачта выше передней, а паруса разделены на несколько поверхностей). С тех золотых времён, когда велось рыболовство у побережья острова Ньюфаундленд, этим судам приписываются поистине мифические мореходные качества.
Скончавшийся несколько лет назад поклонник парусных яхт Билл фон Финк (Bill von Finck) настолько любил эти ностальгические суда, что построил несколько яхт Borkumriff, на которых пробороздил многие мили открытого моря. Его последний, четвёртый Borkumriff считается самым чудесным судном категории Spirit of Tradition. Он оказал сильнейшее влияние на мир яхтсменов, и один из американцев построил на верфи Royal Huisman шхуну Meteor, почти идентичную судну фон Финка. Несмотря на их длину в 52 метра и ширину в 9,30 метров, обе яхты имеют осадку в целых 4,30 метров. Кеч Mari Cha IV, самая быстрая однокорпусная яхта в миреДвухмачтовая шхуна - это только один из многих вариантов практичной и одновременно завораживающей оснастки судна. Другим отличным способом разделения парусных поверхностей считается небольшой спортивный кеч. У яхт этого типа задняя мачта короче передней, и до 70-х годов бизань-мачта у них была сравнительно короткой, а вся оснастка, соответственно, небольшой. В течение уже нескольких лет эта ситуация меняется в связи с тем, что длинная бизань-мачта, как и задний парус, обеспечивает судну мощную тягу. Дебют этого варианта кеча состоялся в 1989-90 годах во время регаты Whitbread Round the World («Уитбред - Вокруг света»), когда лидерами на морском марафоне оказались двухмачтовые яхты Steinlager 2 и Fisher & Paykel. Эти 25-метровые суда были оснащены крупными бизанями, расположенными на корме и далеко отстоящими от передней мачты.
Такелаж кеча устроен так, что большую бизань можно поставить при помощи штага - это качество кеча становится особенно интересным, когда ветер дует сбоку и сзади Спущенная со стапелей в 2003 году 43-метровая 55-тонная яхта Mari Cha IV обязана своим потенциалом именно этой концепции. Благодаря ей Mari Cha IV, которая сегодня является самой быстрой однокорпусной яхтой, смогла проявить себя уже в пробном плавании: судно пересекло 3.000 миль Атлантического океана за шесть дней. Две мачты для бокового ветра и одна для бейдевиндаПравда, при ходе бейдевинд (под парусами к ветру) мешают завихрения грота, но этот эффект можно ослабить, максимально увеличив расстояние между мачтами. Максимальное расстояние между гротом и бизанью достигается благодаря переносу главной мачты вперёд, а нехватку площади фока компенсирует выходящая за буг парусная штанга. Чтобы всё судно целиком лучше выглядело, яхте придаётся подходящий ретро-облик в духе английских лоцманских катеров 19 века. Эти рабочие одномачтовые суда были оснащены вертикальным форштевнем за длинным утлегарем или выдвижным бушпритом. Выдвижные механизмы обеспечивают умелое управление большим фоком, а при крепнущем ветре он полностью снимается, и путешествие продолжается на кливере, который выставляется между краем носа и верхней третью мачты.
Одним словом, двухмачтовые яхты больше приспособлены для бокового или подталкивающего ветра, и мощность на бейдевинде играет у них второстепенную роль, поэтому владельцы таких судов не любят этот неудобный для них курс. При бейдевинде двухмачтовый такелаж серьёзно уступает одномачтовому рангоуту с узкими парусными профилями. Панамский канал и Мост АмерикДля большого количества яхтсменов, особенно тех, кто ходит по многим морям, важным свойством судна является высота мачты. Дело в том, что для прохождения по Панамскому каналу мачта должна быть не длиннее 57,91 метра, иначе яхта не сможет пройти под Мостом Америк, пересекающим канал близ города Бильбао (Bilbao). При высокой воде в канал допускаются суда с длиной мачты до 62,5 метров, но на это нужно особое разрешение. Сейчас на финской верфи Baltic создаётся кеч, как раз приспособленный к мосту в Бильбао. Эта яхта была совместно заказана калифорнийской компанией Reichel/Pugh, которая специализируется на регатных и лёгких судах, и упоминавшимся ретро-специалистом Дикстра. По планам того же Дикстра конструирует более короткий 55-метровый кеч из алюминия верфь Royal-Huisman. Илья Яковлев штат Salon.Su |