То что казалось вполне доступным, обернулось серьёзными тратами: Сигурду Коутсу, который решил за небольшие деньги возродить легендарную парусную яхту Britannia, пришлось доплачивать неожиданными налогами, судебными издержками и собственными нервами. Зато теперь квинтэссенция викторианского яхтенного спорта стоит у него "перед дверью". Огромная парусная яхта называется просто и захватывающе Britannia (Британния). Это современная копия гоночной яхты, построенной в 1893 году для тогдашнего принца Уэльского Берти (Bertie), будущего короля Великобритании и Ирландии и императора Индии Эдуарда VII (Edward VII).
Яхта с королевским гербом на элегантно изогнутой корме, сооруженная на верфи Henderson в шотландском Глазго (Glasgow), имела длину 45 метров и вес 160 тонн и брала на борт два-три десятка человек. Именно на неё, парадную яхту королевства, равнялись все суда этого класса в конце 19 и начале 20 века. Если бы яхтсменам того времени разрешили сохранить лишь одну вещь после конца света, это были бы чертежи Britannia. В 34 регатах Britannia одержала 33 победыПочти сразу после своего появления Britannia стала творить историю парусного спорта: на 34 регатах, в которых она участвовала, яхта наследного принца одержала 33 победы. Родившаяся на чертёжной доске шотландского архитектора яхт Джорджа Леннокса Уотсона (George Lennox Watson), она была сказочной гоночной машиной. Принц Уэльский с большим удовольствием выходил на своей новой яхте практически на каждую гонку недели Cowes Week в августе 1893 года, даже несмотря на то, что он интересовался в первую очередь не спортом, а женским вниманием и круизами к южно-французскому Биаррицу (Biarritz). Вскоре Britannia обогнала американскую яхту Vigilant, обладательницу Кубка Америки (America's-Cup). И хотя главный парусный трофей, учреждённый королевой Викторией (Victoria) к открытию Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, не вернулся в Соединённое Королевство, победа Britannia всё же невероятно укрепила пошатнувшееся самосознание британского парусного спорта.
Знатоки говорят об «идеале Britannia»За долгие годы своей службы парусник принца продемонстрировал себя как гибкое и по многим характеристикам выдающееся судно, способное приспосабливаться к самым разным условиям. Знатоки говорят о так называемом «идеале Britannia», настолько удачной оказалась эта парусная яхта по соотношению длины и ширины или характеристикам паруса. Однако и со временем Britannia не потеряла своих достоинств - оказалось, что она была превосходным гоночным судном не только в условиях рубежа веков. Яхта оставалась сильным соперником и для боевых коней класса J по американским правилам Universal Rule. После Первой мировой войны яхта Britannia попала к страстному яхтсмену королю Георгу V (Georg V), брату прежнего хозяина. Она реанимировала британский парусный спорт и вновь стала образцом для мирового яхтостроения. Из 635 регат, в которых она участвовала, королевская яхта в 360 заняла первые места. Но в новый век, где даже в спорте воцарились пароходы, парусный гигант вписывался мало. И всё же пока король приказывал тащить канаты по направляющим роликам, судно работало. Однако в 1936 году Георг V умер, и по его завещанию в ночь на 9 июля к югу от острова Уайт (Isle of Wight) у Сент-Кэтринс (Saint Catherines) по древнему обычаю викингов был захоронен-затоплен и прежний флагман имперского флота. Так закончилась эпоха Британнии. Воскресить кумир: искушение для поклонников Нет нужды объяснять, что после взрыва нескольких зарядов под килем парусника история Britannia не закончилась. Это судно принадлежало к редкой категории катеров, которые даже после исчезновения продолжают участвовать в регатах.
Конечно, не как «Летучий голландец», проклятый за свою гордыню; дело скорее в том, что ушедшая звезда начала века рождает во многих искушение возродить её, вновь построив эту парусную яхту, вновь спустив её со стапелей и вновь перекинув канаты через блоки Britannia, чего бы это ни стоило. Одним из таких одержимых стал Сигурд Коутс (Sigurd Coates), владелец небольшой норвежской фирмы по производству электромоторов и с детства увлечённый поклонник парусников Тринадцать лет строил и три года спорилС начала 90-х годов, когда Сигурд услышал о российской реплике Britannia, он загорелся идеей сделать то же самое, и эта мысль стала неотступно следовать за ним. Наконец, Коутс приступил к реализации своей мечты. Но на строительство яхты он истратил не обычные в таких случаях 15 миллионов евро, и даже не 5 миллионов, как при создании небольших яхт вроде Swan или Hallberg Rassy, а 1,5 миллиона евро. Из этой суммы архангельская верфь Соломбала получила 670.000 долларов за создание корпуса, палубы, мачты и интерьера. Коутс - приверженец строгих договоров, поэтому он с самого начала записал на бумаге все условия строительства. Когда норвежец начал работать с архангельскими судостроителями, дела у них шли скорее плохо. Сигурд купил верфь и построил здесь новые ворота и пути для спуска готовой 160-тонной яхты на воду. В начале 90-х труд местного рабочего обходился заказчику в 150 евро в месяц, потом прибавились налоги в 6-8 долларов и маржа заводу, так что стоимость судна несколько выросла. 
Но в 2001 году Сигурд допустил серьёзный промах: судно уже было почти готово, когда он продал ненужное ему больше предприятие норвежской верфи по строительству рыболовецких катеров, а та в 2006 году перепродала Соломбалу Андрею Дубинскому, генеральному директору «Канала имени Москвы». Дубинский решил, что яхта обходится норвежцу слишком дёшево, так что Коутсу после 13 лет строительства пришлось ещё три года бороться за свои права, пока российское правосудие не признало его собственником Britannia. К этому времени яхту уже успели переименовать в «Царь Пётр Великий» и зарегистрировать её в Москве. Небольшие деньги обернулись большими тратами В июле нынешнего года Britannia всё же была спущена на воду, все «бумажные» формальности были улажены, украденные инструменты заменены, обвинения в шпионаже в пользу НАТО сняты, и наконец, зашумел дизельный двигатель яхты. Но на этом злоключения Сигурда не закончились: по затянутому туманом Баренцевому морю Britannia была отбуксирована обратно в Архангельск, где норвежец схватился с отечественными чиновниками в вопросе о пошлинах.
Сегодня Britannia свободно ходит у восточного берега Ослофьорда (Oslofjord) на юге Норвегии, а Коутс может со спокойной душой называть её своей собственной яхтой. Но только... не всё ещё на этой яхте готово: устранение недоделок займёт несколько дополнительных месяцев. Но яхта уже стоит "перед дверью" Сигурда, вдалеке от российских судов и чиновников, и это успокаивает норвежского яхтсмена. Он надеется, что доработки займут не более четырёх месяцев, в течение которых в Глазго в 1893 году построили первую Britannia.
Илья Яковлев штат Salon.Su |