Идею экранизации сказки Эрнеста Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» режиссёр Андрей Кончаловский вынашивал более сорока лет. Мне же потребовалось сорок минут на сборы и ещё ровно столько же, чтобы добраться до кинотеатра и занять место в последнем ряду. Намеренно не покупая попкорн и тем паче «M&M’s», я жду иное лакомство: «Танец феи драже» Петра Ильича Чайковского. А ещё предвкушаю ассоциатив с детством, шлейф загадочности и почти два часа удовольствия... Переиначенный в гиперболическую сторону, фильм «Щелкунчик и крысиный король» оставил двоякое впечатление. С одной стороны - это рождественская Венгрия, где проходили съёмки; колорит 1920-х годов; очаровательная Эль Фаннинг (Elle Fanning) в роли Мэри. С другой - современный жаргон, не укладывающийся в контекст повествования; жуткие крысиные глотки с не менее одиозным озвучиванием Филиппом Киркоровым и некая затянутость, когда о «просмотре на одном дыхании» говорить не приходится. Тем не менее, из всего этого противоречия я вынесла удивительно новое - художники по костюмам Луиз Стьернсворд и Рустам Хамдамов сделали киноленту буквально хрестоматией стиля. Главная героиня Мэри, девяти лет отроду - не просто девочка, а настоящая леди. До кончиков ногтей. До ночной рубашки в пол с ажурными вставками. К приходу гостей, а именно дядюшки Альберта, подарившего ей Щелкунчика, Мэри предстает в винтажном кремовом платье с рукавами-буфф а ля герцогиня и набивной драпировкой на груди. Венчает образ - кулон-брошь и косы с атласными лентами. В кульминации волшебства, находясь на верхушке ели в компании Щелкунчика и Снежной Феи, Мэри, словно в шаге от Оскара. Безупречное классическое платье со сверхмодным бантом на груди и собирающим силуэт шоколадным поясом. Шика добавляют кружевные перчатки в точечку, длинная нитка жемчуга и лёгкая имитация волны в волосах. Правило настоящей леди - в любой ситуации выглядеть безупречно, и юная Мэри следует ему неукоснительно. Столкнувшись с первым ударом - обращением мальчика Принца в прежнюю личину деревянного Щелкунчика, девочка встревожена, но по-прежнему прелестна. Волнение выдают распущенные, слегка небрежные волосы и накинутый поверх платья палантин. Переход от тихой печали к громкой воинственности сопровождается забралом - широкополой шляпой - и защитного цвета плащом, но, тем не менее, с модной пелериной. Выйдя из битвы победительницей, но, осознавая потерю - расставание с Щелкунчиком - Мэри не в золотом платье триумфатора, а в серебряном - с небрежно приспущенным плечом, множеством пуговиц на рукавах и бесчисленными складками на груди.
В заключении Мэри - воплощение дягилевской эстетики и знаменитых «Русских сезонов»: струящаяся длинная юбка, подпоясанный кушаком меховой кафтанчик, муфта и шапка-папаха. Хрестоматия по стилю была бы не полной без упоминания о многоликой супруге режиссера Андрея Кончаловского - Юлии Высоцкой, сыгравшей одновременно маму героини и Снежную Фею. И надо признать, родительница из Высоцкой получилась куда более эффектной. Не уступает Юлии в стиле и Джон Туртурро (John Turturro) в роли Крысиного короля. Облачённый во все чёрное, полностью седой, - он практически Карл Лагерфельд. Правда, порядком исхудавший. Смотрели ли Вы фильм «Щелкунчик и крысиный король»? И чем он запомнился Вам?
Салонесса Лили Интернет-журнал Салон.Су |